Бисерный монастырь в крыму. Скит Анастасии Узорешительницы — бисерный храм близ Бахчисарая. История появления скита

Посмотрело: 3152

0

Елена Мялицина
Святая Анастасия Узорешительница.

Анастасия, звук твоих шагов
Воспели ангелы, и небо воссияло.
Сошла в темницы затхлые веков,
И раны гнойные молитвой врачевала.

Так разорвав покровы на бинты,
Отчаявшимся - свет и утешенье.
Оковы страха поснимала ты,
Покой вселяя в души и прощенье.

Господне имя на устах храня,
Дарами не прельстившись, выбрав пытки,
Не потеряла в сумраке ни дня,
В монеты перелив наследства слитки

И раздала их тем, кому беда
Пришла и в двери громко постучала.
Ты о себе не думала тогда,
Лишь чистоту и девство сохраняла..

На эту чистоту польстится жрец -
Но не сбылось над девством надругаться.
Был слепотою поражен с небес,
Пришлось ему со смертью рассчитаться.

Чистейшую из душ - тебя вели,
Между столбов огнём пытать…. Распяли….
И слышно было где-то там, вдали,
Как пели птицы в скорби и печали.

Но сердце, неспроста возликовав,
Не болью наполнялась, а отрадой.
И всю себя до капельки отдав,
Ты получила вечную награду.

Вот лик твой смотрит ласково с икон,
Надежду дарит, свет и утешенье.
Теперь к тебе встаю я на поклон,
От уз просить святого разрешения.

Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Также недалеко от Бахчисарая есть небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки, носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство. Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу. Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.
Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.
Христиане в то время, подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору. Диоклетиан знал когда-то отца её - сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану. Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь – золото, красивые одежды, драгоценные камни - с одной стороны, а с другой - тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу, но не надолго.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.
Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом.
Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной.

Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.
На подворье, находящемся в стадии строительства, набирают силы молодые посадки фруктовых деревьев. В скальный ландшафт вписались оригинальные постройки хозяйственных помещений и келий, деревянная иконная лавка. Напротив нее – скала с иконописью и воротами в храм святой Анастасии. За деревянной калиткой открывается двор. Вдоль каменной лестницы, ведущей к храму, тянется стена великолепных живописных панно.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие - украшения, серьги, бисер, бусы - все то, что уже отслужило когда-то. Монахи кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. Убранство храма начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Каждое изделие в бисерном храме красиво и уникально.
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом - пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Помимо бисерных поделок, монахи еще варят натуральное мыло и делают сбитень.Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Адрес монастыря:
Россия, Крым, Бахчисарайский район, с. Предущельное.

Как добраться:
Средневековый пещерный монастырь Качи-Кальон находится в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи - все как на ладони.

В настоящее время скит Скит святой Анастасии Узорешительницы является действующим мужским монастырем. Расположен он на горе Качи-Кальон, что значит «Крестовый корабль», в Качинской долине во Внутренней гряде Крымских гор недалеко от бывшей ханской столицы, административного центра Бахчисарайского района города Бахчисарая.

Скит юридически относится к признанной во всем мире канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – УПЦ(МП). Находится в ведении Симферопольской и Крымской епархии.

Внутренний интерьер храма св. Анастасии Узорешительницы состоит практически полностью из бисера

Добраться до обители несложно. С автостанции Бахчисарая регулярно ходят автобусы на Синапное. Именно на трассе Бахчисарай-Синапное между селами Баштановка и Предущельное и находится гора Качи-Кальон. Достаточно взять билет до одного из этих сел и попросить водителя остановить автобус у горы либо, высадившись в Предущельном, направиться в сторону движения маршрутного такси самостоятельно. Расстояние будет равняться приблизительно двум километрам. Зато вы пройдете мимо археологической находки «стоянки древнего человека» и старого источника Таш-чаир, где можно отдохнуть и попить горной живой воды. Ведь мы направляемся в скит святой Анастасии Узорешительницы.

Гору Качи-Кальон вы не пропустите. Во-первых, возле нее имеется импровизированная остановка и «карманом» для заезда автотранспорта. Во-вторых, в этом «кармашике» почти всегда стоит парочку авто. В-третьих, на скале хорошо виден нерукотворный крест, полученный в результате расщелин и темной полоски сверху. И в-четвертых, гора имеет громадные ниши (гроты), в результате частичных обвалов. Да и любой местный житель вам подскажет, в т.ч. и водитель транспорта рейсового сообщения.

От этого места ведет тропинка (она весьма заметна) вверх. Вскоре тропа будет обложена покрышками с крупногабаритного транспорта, врытыми в землю трудолюбивыми монахами монастыря. Ступайте по «колесам», некуда не сворачивайте, и они вас приведут прям в скит.

Кроме того, вы будете проходить мимо крохотного источника Святой Софии – Премудрости Божией, названного в честь Господа нашего Иисуса Христа (София – с греч. означает Премудрость). Вода там очень ограничена, она медленно скапливается в обустроенную нишу, к которой приделан краник, и быстро кончается. Налить в бутылки воду вам практически не удастся, но напиться с имеющейся там кружки у вас получиться вдоволь (если до вас никто не выкачает эту немногочисленную водичку). Придя к источнику, вы уже увидите строящийся скит святой Анастасии Узорешительницы.

Анастасиевская обитель берет свое начало ещё с VIII и основана монахами-иконопочитателями, когда в Византийской империи бушевала ересь иконоборчества. Монахи, спасаясь от преследований, уходили на окраины тогдашней славной империи, в том числе и Крым, где преследования были значительно меньшими.

Где располагался скит святой Анастасии Узорешительницы?

Сама обитель находилась слегка в другом месте, на обратной (лицевой) части скалы на территории нынешнего пещерного городища, который хорошо просматривается с дороги. Там же скит в 1995 году и начал восстанавливаться. Но место там очень ограниченно и потому, для удобства (и, возможно, из-за бесконечных прений с музейными работниками), монахи слегка перенесли обитель на другую часть скалы. Так что духовная преемственность сохранилась.

Сейчас скит святой Анастасии Узорешительницы активно строится и развивается. Построены гостиницы для паломников (несколько дней можно жить бесплатно, а дальше на добровольное пожертвование). Можно и потрудиться слегка в обители, на пользу души. Выстроены кельи, коровник, мастерские, церковная лавка. Продолжается строительство и других зданий. Потихоньку начинают возводить другой, в будущем главный храм в честь Божией Матери, небесной заступницы рода человеческого. Будущая церковь будет в позднесредневековом базиликальном итальянском стиле.


Помещения мужского монастыря

Монахи делают несколько видов сыра, который можно купить. По некоторым данным, там строится пивоварня. В этом нет ничего удивительного, поскольку многие монастыри на Руси издавна делали этот напиток. Даже в церковном Уставе, по праздникам, прописывается его употреблять в скромном количестве, если нет вина. А виски и вовсе придумали шотландские монахи и медикаментозных целях.

Устроена белая лестница вверх на плато с площадкой. Вид с нее на Качинскую долину открывается просто великолепный! Сама обитель находится как бы в скальной нише, окружена скалами и лесами.

Уже прекрасно обустроена на афонский манер главная святыня этого монашеского общежития – пещерная церковь святой Анастасии. Она вся изнутри украшена бисером и лампадами. Зрелище просто неописуемое. Все эти лампады на праздничное богослужение зажигаются. А когда проводится божественная служба ночью, то нет просто слов для описания. Ночь, практически полностью отсутствует искусственный свет, горящие лампады, пещера, неспешное монашеское негромкое пение и храм святой древней мученицы…

Мы побывали в самом сердце Качинской долины, её главной достопримечательности. Но а теперь я вас приглашаю к новым подвигам, к покорению вершин древней христианской столицы Таврического полуострова Феодоровского княжества — горы Мангуп-Кале .


Долина реки Кача, правый берег реки, у села Предущельное невероятно красивые места, еще человек эпохи палеолита тут жил - Качинский навес. Рядом на скале Таш Аир наскальные рисунки Кеми-обинской кльтуры. В скале, в четырех гротах расположен пещерный город Качи-кальон, человек там жил предположительно с IV века. В Качи-кальоне большое количество тарапанов (винодавилен), город специализировался на выращивании винограда. Фото – скит Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. К скиту можно подняться по тропинке, или заехать со стороны Предущельного по грунтовой дороге. Церковь святой Анастасии упоминается в грамоте царя Бориса Годунова, обители была оказана денежная помощь, а также образа и свечи. Точная дата основания пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилась. Предположительно это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. – дата переселения христиан из Крыма. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли. После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту. Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

Красивый вход в скит: на стене, сложенной из бута картины святых.

Еще фото входа в скит


Приехали в скит мы довольно поздно, внутри было совершенно темно, так что внутреннего убранства - многочисленных лампадок из бисера.

Колонна у входа в пещерный храм

Убранство потолка в ските святой Анастасии


Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям.

Бисерный храм

Будучи в Крыму, мы побывали в уникальном месте - в бисерном храме, единственном в своем роде. Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. До него мы немного не доехали, зато попали в небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки (каковы названия!), носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

В долине Качи-Кальон ("крестовый корабль", скальный массив похож на корму корабля с крестом, сложенным из естественных трещин) находится несколько скальных монастырей. В VI-VIII веках византийскими христианами, бежавшими в Таврию от преследования, здесь был создан большой скальный монастырь, но после землетрясения он разрушился. Затем периодически монахи снова возвращались сюда, монастырь возобновлялся в разные века. Скальная порода очень твердая, как удалось в те времена выбить кельи, никто не знает: возможно, они использовали природные углубления, но и следы применения каких-то орудий видны. Даже сейчас, с помощью современной техники, обрабатывать этот камень чрезвычайно тяжело.


От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом. Путь к скиту превращается в некое паломничество: подняться и спуститься по таким ступеням довольно тяжело, со своим травмированным коленом к концу я поняла, что во второй раз туда уже не поднимусь. Дорогу эту называют ещё "дорогой грешников". Поднимались мы около получаса, благо, что было не жарко, да и тропа проходит большей частью в тени невысоких деревьев.

Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной. Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.

В 2005 году монах Дорофей и единомышленники получили благословение настоятеля Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана и решили восстановить монастырь. Монахи поселились в подземных кельях, где жили и молились. Воду, стройматериалы носили на себе. «Здесь братские кельи были, по соседству трапезная. Уходили под землю, как первые христиане, а потом потихонечку выходили отсюда наружу», - рассказывает отец Дорофей, настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы.


По дороге к скиту находится крошечный храм Святой Софии, внутри которого помещается всего несколько человек. Он был создан в камне, отколовшемся много лет назад от скалы при землетрясении, имеет круглый свод, внутри есть небольшие ниши под иконы, но на входе поставили металлические решетки и просто так попасть в него нельзя. В середине прошлого века здесь велась выработка камня, но, видимо, слишком дорого давалась добыча, поэтому она была прекращена, затем устроили тут геологический заповедник. Заброшенную штольню после благословения монахи превратили в небольшой храм.

Поскольку каменные стены сырые, делать росписи было невозможно. Поэтому всё внутреннее убранство храма сделано из бисера. Первое впечатление, когда туда попадаешь, что это какой-то буддистский храм: потолок и стены выложены бисером и бусинами, под низким потолком висят сотни лампадок из бисера. Снимать там не стала, т.к. шла служба, но нашла в интернете видео. На потолке - Вифлеемская звезда и византийский крест, выложенные руками иноков из бисера и бусинок. Вглубь на несколько десятков метров уходит штольня, в которой также ведутся службы.

Когда поднимаешься наверх, сначала встречает тебя святой источник, вода которого считается целебной. Просят относиться к нему с уважением. Рядом - текст молитвы. Новые монахи строят рядом ещё один храм, на дальнем плане виден грот, который углубляют монахи с помощью тяжелой техники. На фотографии слева - небольшая лавочка, где можно купить иконы, мыло с горными крымскими травами, квас, медовуху, справа - вход в действующую церковь.


Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

Поскольку окон в этом храме нет, бисерные стены и потолок отражают неяркий подвижный свет церковных свечей и лампад, превращая пространство храма во что-то сказочное и мерцающее. Это способно ввести в транс кого угодно, поэтому уходить из храма во время службы не хочется, душа расслабляется, воспаряет. Запах свечей, блики от бисера, молитвы монахов заставляют забыть о проблемах и задуматься о душе, о Боге в ней.

У стены есть несколько высоких кресел с инкрустацией бисером - это стасидии, на спинках которых бисером выложены 10 заповедей. Сиденья откидные, во время многочасовых служб и ночных молитв монахи опираются на подлокотники. Все лампадки уникальные, нет одинаковых, сделаны с любовью из того, что приносят верующие. Впрочем, как и все изделия, которые можно не только посмотреть, но и увезти с собой. В лавке продается так же ароматное мыло ручной работы, масла из крымских растений.

Трудиться там есть над чем. Небольшое натуральное хозяйство помогает выживать на такой высоте: есть коровы, из молока монахи научились делать творог и сыр, выращивают нехитрые овощи-фрукты. Монахов всего семеро, помогают трудники - люди, которым важно трудиться во имя веры, во имя Бога.

В лавочке, где продаются разные поделки - мандалы, иконки, крестики, - я спросила у матушки, женщины лет 80-85, есть ли у них икона святой Софии. Для своей крестницы Софии. Она отвела меня в другую комнату и показала тарелку. Мне она показалась довольно большой, я раздумывала, брать ли, хотелось что-то поменьше.

В монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь строится в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но его внутреннее убранство тоже сделают бисерным. Желающие могут побывать в этом ските, принести бисер или ненужные украшения, пожить и поработать в святом месте. Люди там душевные, хорошие, надежные.

Как добраться

Из Симферополя от автостанции "Западная" каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. На автомобиле: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226. адрес: Россия, Крым, Бахчисарайский р-н, п. Баштановка

Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы , Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря находится в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон . Сто пятьдесят метров вверх по узкой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, вьющейся через заросли склона и по самому краю обрыва. И чем выше вы поднимаетесь, тем живописнее панорама Качинской долины.


История церкви Святой Анастасии Узорешительницы

Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.

О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка со св. Стефаном.

Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, на юг и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.

Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.

Скит святой Анастасии Узорешительницы в наше время

В XXI столетии вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.

Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы.

С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

Видео о монастыре св. вмц. Анастасии Узорешительницы

Как добраться до пещерного монастыря-скита Святой Анастасии Узорешительницы

Адрес: Россия. Крым. Бахчисарайский район. п. Баштановка
Как добраться:
— Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В Бахчисарае нужно пересесть на автобус, следующий в направлении сел Предущельное — Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. Далее пешком вверх по очень крутой, но обустроенной тропе 10-15 мин.
— На автотранспорте: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон.

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.