Должностная инструкция педагога-психолога доу. Должностная инструкция педагога-психолога детского сада Должностные обязанности педагога психолога в детском саду
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.
1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующей по безопасности и старшему воспитателю.
1.4. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю.
Из них 18 ч. в неделю отводит на диагностическую, а также коррекционную и развивающую воспитательную работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в ДОУ, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ;
Остальные 18 ч. в неделю осуществляет подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников, организационно-методическую деятельность (участие в методических объединениях, ведение документации и др.).
1.5. В своей деятельности руководствуется:
Конституцией РФ;
Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;
Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;
Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Декларацию прав и свобод человека;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Устав и другие локальные акты организации;
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости воспитанников и их социальной защиты;
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
Правила по охране труда и пожарной безопасности;
Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
Основы дефектологии, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
Современные методы индивидуальной и групповой диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
Методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
Основы экологии, социологии, педагогическую этику;
Трудовое законодательство;
Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.
1.7. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод педагога-психолога на вакантную должность по приказу заведующего.
2. Требования к квалификации
2.1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Педагог-психолог должен обладать основными компетенциями в соответствии с ФГОС в организации:
Мероприятий, направленных на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения;
Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);
Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:
Педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (в течении 5 лет);
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Имеют установленную первую квалификационную категорию;
Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.
3. Должностные обязанности
3.1. Педагог-психолог осуществляет:
Профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитательно-образовательной деятельности, выполняя общеобразовательную программу образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
Превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей;
Проведение психологической диагностики, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проведение консультативной помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
Составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ, анализа достижений и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников;
Сотрудничество с детскими садами и социумом по вопросам психолого-педагогического воспитания.
3.2. Педагог-психолог определяет:
Факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
Степень нарушений в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Направление психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, (умственных, физиологических, эмоциональных);
3.3. Педагог-психолог обеспечивает:
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);
Стабильные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и показатели динамики их достижений выше средних в г. Красногорске;
Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
3.4. Педагог-психолог владеет информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.
3.5. Доводит информацию до воспитателя, старшего воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через различные формы.
3.6. Педагог-психолог участвует:
В планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
В разработке образовательной программы образовательной организации;
В организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы МБДОУ д/с № 26;
В организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов НОД совместно с воспитателями и специалистами;
В оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в кабинете педагога-психолога, в групповых помещениях и способствующей развитию инициативы и самовыражения;
В работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа
В подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой МБДОУ д/с № 26;
В организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), работников МБДОУ д/с № 26 по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (законных представителей);
В проведении проверки результатов деятельности воспитанников:
В начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
В конце года - в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,
3.7. Педагог-психолог вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
3.8. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.
3.14. Педагог-психолог координирует эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.15. Ведет документацию педагога-психолога согласно номенклатуре дел МБДОУ д/с № 26 в соответствии с приказом;
3.16. Педагог-психолог планирует в соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с № 26 свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию с руководителем психологической службы и последующим утверждением, заведующим ДОУ);
3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.
3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
3.14. Педагог-психолог содействует:
Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;
Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуры полового воспитания.
Развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
3.15. Педагог-психолог соблюдает:
Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
3.16. Педагог-психолог обеспечивает:
Психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;
Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
4. Права
4.1. Педагог-психолог имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.
4.2. Педагог-психолог в пределах своей компетенции имеет право:
Принимать участие в работе творческих групп;
Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;
Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;
Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;
Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;
Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
Участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - В пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»);
За нарушение прав и свобод ребенка;
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2.В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего педагог-психолог подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
5.3.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
Психолог в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на частичную занятость, настолько же важен для ребенка, как и воспитатель, который проводит с ним весь день. Именно психолог помогает деткам как в процессе адаптации к детскому саду, так и при любых конфликтных ситуациях и не только. Профессиональный психолог, наблюдая за ребенком, общаясь с ним, может определить, насколько комфортная обстановка у него дома и все ли его устраивает в своем детском коллективе.
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные. Трудится психолог в трех направлениях:
Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
Что рассказать педагогам об их новых обязанностях
Читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – сценарий собрания, на котором вы расскажете педагогам, что будет нового в их функционале.Сценарий собрания
Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Функции психолога
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:
- адаптивная;
- диагностическая;
- педагогическая;
- консультационная;
- аналитическая;
- проблемная.
Адаптивная
Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными. Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом. Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
Диагностическая
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.). Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть: логопедические проблемы; привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу); задержка в развитии; расстройства поведения; прочие проблемы. С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах: разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий; составляют график развивающих игр; проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток; разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие); проводят обучающую работу с персоналом; беседуют с родителями деток; разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Консультационная
Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
- личный (беседа с каждым ребенком);
- общий (работа с детским коллективом);
- личный (беседа с каждым родителем);
- общий (с группой родителей);
- личный (с ребенком и его родителями);
- общий (с родителями и воспитателями);
- общий (с воспитателями и детьми).
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:
- Как помочь ребенку адаптироваться?
- Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
- Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
- Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
- Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
- Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
- Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
- Многое другое.
Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
Аналитическая
В рамках аналитической работы психолог:
- анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы; составляет отчеты в вышестоящие организации;
- выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
- ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
- подает отчеты, предусмотренные законодательно.
Проблемная
Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят: выявление проблем у деток;
- анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
- ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
На психологов возлагается огромная ответственность, за счет чего, у них появляется множество обязанностей, которых нужно придерживаться. В том числе есть и свои, специальные должностные инструкции.
Должностная инструкция педагога-психолога
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог назначается на должность из числа лиц с высшим профессиональным образованием.
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.4. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.5. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.
2.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.6. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
2.7. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
2.8. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2.9. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.10. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.
2.11. Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.
3. Педагог-психолог должен знать
3.1. Нормативные правовые документы сферы образования.
3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологию, психогигиену, психологии труда, психологического консультирования.
3.3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.4. Порядок оказания первой медицинской помощи.
3.5. Порядок действий в экстремальной ситуации.
4. Права
4.1. Продолжительность очередного отпуска - 42 календарных дня.
4.2. Продолжительность рабочей недели - 36 часов.
4.3. Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
5. Ответственность
Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.
Именно такой документ педагог-психолог подписывает при трудоустройстве. Но, родители могут быть спокойны, кроме ряда обязанностей, психолог никогда не переступит допустимую черту, потому как есть и ограничительные обязательства:
Чего психолог не имеет права делать
Функции психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
— Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и федеральными законами РФ, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти;
— Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
— Уставом и локальными правовыми актами ДОУ, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего ДОУ; настоящей должностной инструкцией; трудовым договором.
1.5. Педагог-психолог:
— работает по графику, составленному заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утвержденному заведующим ДОУ с нагрузкой на одну ставку 36 часов в неделю;
— в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждении заведующим ДОУ;
— получает от заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогическим коллективом ДОУ;
— информирует заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе о возникших трудностях в работе с родителями и профильными организациями;
— передает руководителю информацию непосредственно после ее получения на совещаниях и семинарах;
— подотчетен заведующему ДОУ.
2. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
— Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ.
— Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
— Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.
— Определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
— Оказывает консультативную помощь родителям воспитанников (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
— Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
— Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
— Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
— Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
— Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующим федеральным государственным образовательным требованиям.
— Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
— Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
— Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
— Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
— Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
— Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
— Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
— Разрабатывает мероприятия по улучшению психолого-педагогических условий пребывания воспитанников в ДОУ.
— Направляет проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
— Проводит: индивидуальную и групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с планом работы, запросом администрации и в рамках консультативного процесса; наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и при необходимости их корректировку; индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к детскому учреждению; специальные развивающие и коррекционные мероприятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально-личностному развитию, в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).
— Разрабатывает и использует: коррекционные (апробированные и авторские) программы и технологии развивающих мероприятий; индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников в соответствии с уровнем их психического развития.
— Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, профилактической, консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.
— Обобщает и представляет опыт своей педагогической деятельности для коллег ДОУ и других дошкольных учреждений округа, города, края.
— Проходит медицинский осмотр в нерабочее время согласно графику.
— Педагог-психолог обязан: сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска; ежедневно содержать в идеальном состоянии свое рабочее место.
— Педагог-психолог по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.
3. Должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Декларацию прав и свобод человека;
— Конвенцию о правах ребенка;
— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты;
— общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
— методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
— методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.
5. Права
Педагог-психолог имеет право:
5.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
5.2. Принимать участие в разработке стратегии развития ДОУ (в пределах своей компетенции).
5.3. Получать от воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей) информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
5.4. Повышать свою квалификацию.
5.5. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.
6. Ответственность
6.1. Педагог-психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
6.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью ребенка, педагог-психолог освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
6.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законом РФ.
6.4. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
6.5. Педагог-психолог несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
Педагог-психолог данного детского сада – Савинова Л.Б.
Стаж работы психолога общий и в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"- 3года
Образование – высшее психологическое (СГУ)
Группы, которые сопровождает педагог-психолог: подготовительные группы и группы младшего возраста.
С самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представления о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий.
Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:
Цель: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.
1.Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Должностная инструкция педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65).
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
– осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого дошкольного образовательного учреждения;
– разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение и устранение проблем в психическом развитии детей, и программы по подготовке детей к обучению в школе;
– анализирует динамику процесса психического развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, определяет негативные факторы и принимает меры по оказанию психокоррекционной помощи детям и консультативной психологической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и педагогическим работникам;
– выявляет психологические причины и степень отклонений в интеллектуальном личностно-эмоциональ6ном развитии (проблем в общении, поведении, обучении) и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
– направляет детей с проблемами в развитии (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
– составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и доводит их содержание до сведения родителей и педагогов (в допустимом объеме) с целью их ориентации в проблемах личностного и социального развития дошкольника;
– оказывает помощь воспитанникам родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
– ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
– участвует в планировании и разработке и реализации развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
– формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;
– консультирует педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологических знаний, ориентированных на повышение психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
– участвует в работе педагогического консилиума, семинарах и совещаниях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении;
– осуществляет экспертную деятельность, предусматривающую изучение инновационных явлений и процессов в образовании, с целью обнаружение в них потенциала развития;
– экспертирует образовательные и учебные программы, проекты, пособия, дидактические материалы, образовательную среду, образовательную деятельность специалистов.
– вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
– соблюдает этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
– выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
– Профессиональные знания:
– Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование либо высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог должен знать:
– основы дошкольной педагогики и психологии, социальной педагогики;
– современные методы и приемы оказания различных видов психологической помощи;
– базисную образовательную программу, реализуемую в дошкольном образовательном учреждении;
– программу развития дошкольного образовательного учреждения;
– нормативные документы в рамках его компетенции, в т.ч. письмо Министерства России от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
– инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
– правила внутреннего распорядка.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
– психолого-педагогическое просвещение;
– психолого-педагогическая профилактика;
– диагностика;
– коррекция и развитие;
– консультирование;
– экспертиза.
Педагог-психолог имеет право:
1) Принимать участие:
в разработке стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
в ведении переговоров с партнером дошкольного образовательного учреждения по образовательной деятельности;
2) Получать от воспитателей, специалистов и родителей информацию и документы по вопросам, входящие в его компетентность.
3) Повышать свою квалификацию.
4) Участвовать в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
5) На защиту профессиональной чести и достоинства;
6) Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
7) Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
8) На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
9) Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
Ответственность:
Педагог-психолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения, законных распоряжений заведующей в дошкольном образовательном учреждении, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, законных распоряжений заведующей в дошкольном образовательном учреждении и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
Условия работы в учреждении:
Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением.
Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему дошкольным образовательным учреждением.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
– Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти;
– Законом Российской Федерации "Об образовании", иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
– административным, трудовым, хозяйственным законодательством Российской Федерации;
– решениями органов управления образования, воспитания, охраны здоровья, воспитанников;
– типовым положением дошкольного образовательного учреждения;
– трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами дошкольного образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Педагог-психолог:
1) Работает по графику, утвержденному заведующей в дошкольном образовательном учреждении, с нагрузкой за одну ставку 36 часов (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6):
18 часов аудиторных на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками, на экспертную, консультационную деятельность с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педгогическом консилиуме образовательного учреждения.
18 часов методических на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками родителями воспитанников; организационно методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях педагогов-психологов, заполнение аналитической и отчетной документации)
2) В соответствии с годовым планом работы дошкольного образовательного учреждения, окружного методического объединения и планом департамента образования планирует свою работу на год (при согласовании с заведующим в дошкольном образовательном учреждении). План утверждается заведующим в дошкольном образовательном учреждении не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
3) Представляет заведующему детским садом отчет о психолого-педагогической деятельности;
4) Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогами педагогического коллектива;
5) Информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением и старшего воспитателя о возникших трудностях в воспитательно-образовательном процессе с психологической точки зрения.
6) Передает руководителям информацию непосредственно после ее получения на совещаниях и семинарах окружного и городского уровня.
Распределение рабочего времени педагога-психолога и примерная циклограмма работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
Должностной оклад сотрудника (педагога-психолога) установлен на основе единой тарифной сетки оплаты труда.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам (смотри приложение 2):
План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма №1) – обязательна;
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2) -обязательна;
Журнал консультаций психолога (Форма № 3) -обязательна;
Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4) -обязательна;
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Форма№ 5, 5А, 5Б, 5В) – обязательна;
Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 6, 6А);
Коррекционная работа (Форма № 7);
Программа коррекционно-развивающего занятий (Форма № 8);
Аналитический отчет по итогам года педагоги-психологи, представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психолого-педагогической службы. Структура написания аналитического отчета (см. приложение 4).
Положение о ППК (см. приложение 1)
Протоколы ведения ППК (см. приложение 1)
Положение о психолого-педагогической службе учреждения
Дополнительная документация:
Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Р.Ф."
Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении"
Инструктивное письмо Минобразования России от 07.01.99.№ 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"
Постановление от 19.11.99 № 429 "Об установлении доплат педагогическим работникам образовательных учреждений г. Омска"
Письмо Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Положение о психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-3).
План психолого-педагогической характеристики дошкольника
Приказ Минобразования России от 01.03.2004 Москва 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" (Положение к данному приказу).
Этический кодекс практического психолога образования.
Распределение рабочего времени педагога-психолога и циклограмма работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
Психологические карты обследованных воспитанников образовательного учреждения.
Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
Комплексные, или общеобразовательные программы:
Т.И. Бабаевой;
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
М.А. Васильевой;
- "Радуга" (научный руководитель Т.Н. Доронова);
- "Развитие" (коллектив Детского центра Л.А. Венгера);
- "Детский сад – дом радости" (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова);
- "Детский сад – 2100" в системе образования "Школа – 2100" под ред. Р.Н. Бунеева;
Специализированные (локальные или парциальные) программы
включают одно или несколько направлений развития ребенка:
- "Семицветик" (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова);
- "Юный эколог" (С.Н. Николаева);
- "Наш дом – природа" (Н.А. Рыжова);
- "Я – человек" (С.А. Козлова);
- "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)
- "Программа воспитания и обучения детей с ФФН" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие.
Знакомство с рабочим кабинетом педагога-психолога
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских детских садов.
Таблица 1.Перечень мебели для оборудования кабинета педагога-психолога
Наименование мебели |
Количество, шт. |
Примечание |
Рабочий стол педагога-психолога |
Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога и зоны первичного приема |
|
Компьютерный стол | ||
Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик можно заменить тумбочкой |
||
Маленький круглый столик | ||
Для хранения документации, методических материалов, пособий |
||
Стол парта |
Для деятельности индивидуально или малой подгруппой в диагностической зоне и зоне коррекционно-развивающей работы |
|
Если позволяет пространство. Для организации игровой зоны для одного-двух детей или использования в коррекционно-развивающей работе |
||
Дополнительные средства дизайна (панно, живые цветы и пр.) |
По необходимости |
Оптимальный вариант – объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:
При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.
Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9–11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет большинства – синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.
В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.
Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.
Таблица 2. Связь между любимым цветом и психологическими характеристиками человека
В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).
Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.
Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:
Оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым.
Для кабинета педагога-психолога отведено помещение площадью не 30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет расположен в доступном месте на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. Кабинет педагога-психолога территориально изолирован.
Помимо территориальной для кабинета психолога важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете установлена двойная дверь
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого оно разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
Первичного приема и беседы с клиентом;
Консультативной работы;
Диагностической работы;
Коррекционно-развивающей работы;
Игровой терапии;
Релаксации и снятия эмоционального напряжения;
Рабочую (личную) зону педагога-психолога;
Ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером. Рядом со столом педагога-психолога стоит шкаф и в котором находятся необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литератураи т. д., а также картотека с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).
В кабинете потолок окрашен в голубой цвет, а стены – в светло-желтые тона. В оформлении кабинета использованы элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками.
Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлена она в МДОУ №240 "Ручеек" так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.
Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете имеется ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).