История изучения поведения животных. Н.Л.Кременцов. Человек и животное: к истории поведенческих сопоставлений Филогенетический подход заключается в том, что особенности инстинктов животного данного вида следует оценивать в сравнении с поведением видов -

Поведение животных стало предметом изучения еще задолго до периода расцвета естественных наук. Знакомство с повадками животных было жизненно необходимо человеку на заре цивилизации. Оно способствовало успеху в охоте и ловле рыбы, приручению животных и развитию скотоводства, строительству и спасению от стихийных бедствий и т.д. Накопленные путем наблюдения знания служили основой для первых собственно научных обобщений, которые всегда были связаны с выяснением связи между человеком и животными и их положения в картине мироздания. Древние представления об инстинктах и разуме животных сформировались на основе наблюдения за животными в естественной среде обитания. Огромный вклад в изучение и понимание поведения внесли систематические наблюдения за животными разных таксономических групп , выполненные зоологами и натуралистами широкого профиля. До сих пор остаются интересными и актуальными книги Ч. Дарвина, А. Брема, В.А. Вагнера, Ж. Фабра, Э. Сетон-Томсона, Г. Гагенбека и других авторов конца ХIХ - начала ХХ в. Активное развитие экспериментальных направлений в первой половине ХХ в. несколько снизило популярность чисто описательных методов, применявшихся зоологами-натуралистами, и потребовало от них внедрения более точных методик. Стремительное развитие техники сделало возможным использование принципиально новых методов, например, дистанционное наблюдение с помощью биотелеметрии , применение радиоактивных изотопов , эхолокационных установок и т.п.
С середины прошлого века во всем мире, а с начала 60-х гг. и в нашей стране исследования поведения животных в естественных и приближенных к ним условиях снова приобретают широкий размах. Поведение становится одной из главных проблем, которой уделяют внимание все исследователи, изучающие животных. В стороне остаются разве что ортодоксальные морфологи . Эти работы были и остаются достаточно разнообразными по содержанию. В течение последних десятилетий, как в нашей стране, так и за рубежом, было выпущено огромное количество печатных работ на данную тему, проанализировать которые в данной книге совершенно невозможно. Поэтому мы рассмотрим лишь основные направления, в которых проводились исследования поведения животных в природе, не касаясь основной массы литературных источников и упомянув лишь некоторых корифеев, главным образом отечественной науки.
Интерес к поведению животных резко возрос после издания в нашей стране целого ряда научно-популярных книг, написанных западными авторами и переведенных на русский язык. Среди них, прежде всего, необходимо отметить книги Б. Гржимека, Д. Дарелла, Я. Линдблада, Р. Шовена, Ж. Кусто, Н. Тинбергена, К. Лоренца, Дж. Лилли и др., которыми буквально зачитывались как специалисты-биологи, так и широкая масса читателей, не имевшая ни малейшего отношения к биологии. Многие из этих книг дали толчок началу специфических направлений исследования поведения животных. Так, например, вышедшие в 1966 году книга американского биолога Л. Крейслер " Тропами карибу", и в 1968 г. - книга канадского естествоиспытателя, этнографа и писателя Фэрли Моуэта "Не кричи - волки!", посвященные изучению поведения диких волков, вызвали колоссальную волну интереса к этим животным и способствовала развитию наблюдений за поведением животных в дикой природе.



Основные направления изучения поведения животных

  • 3.2.1. Регистрация этограмм
  • 3.2.2. Коммуникации животных
  • 3.2.3. Биологические ритмы

В настоящее время этологические наблюдения становятся неотъемлемой частью любого полноценного зоологического исследования по биологии вида. Важнейшая роль в выяснении адаптивного значения тех или иных форм поведения принадлежит полевым исследованиям. Исследования поведения животных в природе ведутся в разных направлениях. В одних случаях изучается какая-либо часть поведенческого комплекса, например агрессивное поведение, миграции, гнездостроительная или орудийная деятельность. Подобные исследования могут касаться лишь одного вида или носить сравнительный характер и затрагивать разные таксономические группы. Много работ, посвященных поведению, связано с комплексным изучением популяций и происходящими в них процессами. Обширный класс исследований касается изучения поведения одного вида или группы близких видов. Данные работы проводятся в нескольких направлениях.
Во-первых, это труды зоологов, работающих в заповедниках, заказниках и просто в научных экспедициях и накопивших огромный запас наблюдений за поведением диких животных в природе.
Во-вторых, это специальные работы, когда наблюдатель поселяется в непосредственной близости от места обитания изучаемого объекта, постепенно приучает животных к себе и тщательно исследует их поведение.
В-третьих, это специальные наблюдения за прирученными животными, возвращенными в естественную среду их обитания.
В-четвертых, это наблюдения за животными в условиях, приближенных к естественным: большие вольеры, искусственно созданные популяции и т.п. Во многих случаях исследователи вели параллельные наблюдения за животными в естественных условиях и в вольерах, что позволяло уточнить многие, недоступные при наблюдениях только в природе, детали поведения, в том числе связанные с организацией сообществ и коммуникаций у целого ряда видов.

Регистрация этограмм

Среди этологических методов исследования поведения в природе важное место отводится регистрации этограмм , т.е. всей последовательности поведенческих актов и поз животного, что приводит к доскональному знанию поведенческого репертуара животных данного вида. На основе этограмм можно составить соответствующие "социограммы" , графически демонстрирующие частоты проявления тех или иных актов поведения при общении особей в группах. Таким образом, составление этограмм представляет собой четкий количественный метод, позволяющий, помимо визуального наблюдения, достаточно широко использовать автоматические приемы регистрации отдельных поведенческих актов. Этот метод изучения позволяет не только проводить сравнение между отдельными видами, но и достаточно точно выявить влияние отдельных факторов среды, возрастные и половые различия, а также межвидовые взаимоотношения. Наиболее полная картина поведенческого репертуара животного складывается при сочетании полевых наблюдений с наблюдениями в лабораторной или вольерной обстановке за прирученными животными.
В процессе подобных исследований изучено поведение многих видов животных, в том числе и таких, которых до сих пор не касались классические этологи . Эти работы существенно расширили спектр изученных видов и таксономических групп по сравнению с теми, которые были изучены ранее.

Коммуникации животных

Специфическую часть исследований, составляет изучение коммуникативных процессов . Работа в этом направлении дает не только важные теоретические результаты, но и открывает новые перспективы управления поведением животных.
Очень большое внимание уделяется ольфакторной коммуникации-обонянию . Так, описана роль обонятельных сигналов в социальном, агрессивном, половом, пищедобывательном и других биологических формах поведения многих видов животных. Особая роль уделяется изучению морфологии и функции хеморецепторов , а также специфических феромонов : агрессии, видовой принадлежности, пола, физиологических состояний. Изучение химической коммуникации целого ряда видов показало способность животных выделять разнообразные феромоны и, используя специфические железы, осуществлять мечение территории с целью передачи специфической информации особям как своего, так и других видов.
Описаны видоспецифические реакции многих видов на разнообразные запахи и зависимость их от погоды, времени года и целого ряда других внешних причин. Специально изучены особенности мечения участка обитания. Разработан ряд приманок, которые позволяют вести успешный отлов животных, преследующий разные цели, при этом оказывается возможным дифференцированное изъятие из популяции совершенно определенных особей. Успешно развиваются исследования возможностей обонятельного анализатора домашних собак, и расширяется сфера практического применения их чутья.
Многими исследователями изучается акустическая ориентация и общение. Фактически этими исследованиями занимается отдельная наука - биоакустика . В задачи биоакустики входит изучение всевозможных способов звуковой связи между живыми существами, механизмы образования и восприятия звуков, а также принципы кодирования и декодирования передаваемой информации в живых биоакустических системах. Биоакустика интересует и объединяет не только этологов и зоопсихологов, но и зоологов, физиологов, психологов, инженеров-акустиков, лингвистов, математиков и инженеров-конструкторов. Исследованы акустические сигналы многих представителей разных таксономических групп животных от насекомых до человекообразных обезьян, и их роль в общении, как внутривидовом, так и межвидовом. Огромное внимание уделяется проблемам эхолокации. Большой размах получили работы, связанные с акустической коммуникацией дельфинов. Изучены морфологические структуры, определяющие изучение сигналов и их прием, обработку информации и управление на основе ее поведением. Детально изучена и эхолокация дельфинов.
У стадных и стайных животных особенно важную роль приобретает визуальное общение . Как правило, оптические метки совмещаются с химическими, что увеличивает значение такой сигнальной сети для ориентации в пространстве и как средства разграничения индивидуальных и групповых территорий. Хорошо изучены демонстративные позы и движения, играющие важную роль в социальном поведении.
Совершенно особое место занимает проблема языка животных , включающая в себя комплексное изучение всех видов коммуникаций, являющихся его слагаемыми. Исследования, посвященные этой теме, проводятся как в природной, так и в лабораторной обстановке. Работы, проводимые в природе, оказываются возможными только при условии хорошей технической оснащенности экспериментаторов. Поэтому большая доля данных исследований осуществляется в условиях, приближенных к естественным, а также на прирученных животных, выращенных в искусственных условиях. Особую часть языковой проблемы составляют работы, посвященные обучению животных языкам-посредникам, изучение которой ведется главным образом в лабораторных условиях и будет рассмотрена нами несколько позже.

Биологические ритмы

Специальной главой в изучении поведения стали исследования суточных ритмов активности животных . Изучено влияние внешних и внутренних факторов на суточный ритм активности. Установлены общие свойства суточного ритма разных таксономических групп: эндогенность - связь со всей организацией животного, инерционность - сохранение некоторое время после изменения внешних условий, лабильность, адаптивность. Оказалось, что свет является главным синхронизирующим фактором, а температура, ветер, осадки оказывают десинхронизирующее действие.
Было показано, что инстинктивное поведение в большой степени зависит от сезонных ритмов , которые способствуют определенной периодичности жизненных процессов животного, например, размножению, миграциям, запасанию корма и т.д. На проявление некоторых инстинктивных действий у ряда вида животных оказывают влияние солнечные, лунные и другие биологические ритмы.

Аннотация
Статья посвящена анализу взаимоотношений человека и животных с точки зрения трех
основных направлений: культурно — исторического и культурно — антропологического,
эколого — психологического и взаимодействия с кошками и собаками как основными
домашними животными в условиях города. Использование животных в
психотерапевтической работе только упомянуто как одно из основных, и которое должно
рассматриваться самостоятельно в рамках психологической помощи детям и взрослым.
Ключевые слова:
Домашние животные, гуманное отношение, взаимная привязанность, член семьи.
Мы в ответе за тех, кого приручили
А.С.Экзюпери
Человек давно присвоил себе роль венца творенья и по этой причине решил, что может
распоряжаться жизнью других живых существ по своему усмотрению. В городах растет
число домашних животных, но безответственное отношение к ним заметно не
уменьшается. Это проявляется в том, что надоевшее животное выбрасывается на улицу,
увозится в лес, бросается на остановке общественного транспорта подальше от дома или
отдается на усыпление, причем часто это здоровое и молодое животное. Множество
брошенных животных осенью на дачах во всех регионах страны у зоозащитников вызывает
чувство бессилия. Животных не стерилизуют, а детенышей выбрасывают (иногда с
матерью) на улицу, еще иногда кладут в полиэтиленовые пакеты, плотно закрывают и
выбрасывают в помойку. Несмотря на то, что 2017 год был объявлен годом экологии,закон
об ответственном отношении к животным так и не принят, и не принимают его уже 10 лет.
В соответствии с уголовным кодексом домашнее животное – это имущество, которое
ничего не чувствует. В обществе отсутствует воспитание гуманного отношения, как к
человеку, так и к животным. Жестокое обращение с человеком начинается с жестокого
обращения с животными, причем особенно этим отличаются подростки, которые еще и
снимают на видео свои издевательства.
В то же время ретроспективный анализ взаимоотношений человека и животных
показывает, что все больше людей начинают понимать, что на земле есть другие живые
существа, которые имеют право на жизнь, не меньше, чем человек. Отраден тот факт, что
наконец — то приняли закон об ужесточении наказания за издевательства над животными, в
котором животные уже не бесчувственный предмет, а живое существо, которое может
испытывать боль и страдание.
В России исследование психологических аспектов взаимодействия человека с
животными в настоящее время только начинает развиваться, в то время как анализ
зарубежных исследований показывает, что там данное направление развивается достаточно
давно. Однако, нельзя не вспомнить убийство молодого жирафа Мариуса в копенгагенском
зоопарке на глазах у толпы, где было много детей, и разделывание его на корм хищникам,
которое снималось на камеру, а ежегодные убийства дельфинов на Фарерских островах в
той же Дании, также снимаемые на камеру вызывают просто чувство ужаса. Так что и в
«просвещенной» Европе отношение к животным тоже не самое хорошее, несмотря на все
их исследования.
Гуманное отношение к животным является одним из составляющих экологического
мышления. В исследовании взаимоотношений человека и животных можно выделить
следующих основные направления:
1) культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных;
2) эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными
в условиях города;
3) взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города;
4) использование животных в психотерапевтической работе.
Первыми описаниями совместного проживания и взаимодействия человека и животных
были художественные произведения. Из зарубежных авторов можно назвать сказки
Р.Киплинга, «Моби Дик» Г.Мервила, Э.Сетон –Томпсона с его рассказами о животных,
Д.Даррела. Из отечественных авторов известны Н.М. Пржевальский, В.К.Арсеньев,
И.Акимушкин, В.Бианки. Есть замечательный фильм 1972 г. «Тропой бескорыстной
любви» об отношении егеря и спасенного им рыся.
Культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных рассматривался в работах , в которых рассмотрен
культурологический и исторический анализ изменения отношения к животным в русской
культуре. Проведенный анализ классических и современных этнографических,
культурологических, философских и психологических аспектов данной проблемы
показывает ее междисциплинарный характер. Эволюция человечества и процесс
одомашнивания животных проходили одновременно, причем прагматичное отношение к
домашним животным в древности сменяется на идеалистическое. Животные стали
рассматриваться как антропоморфные существа, и образ домашнего животного как объекта
живой природы был исследован с позиции этнофункционального подхода в психологии,
опирающегося на культурологическую составляющую. Рассмотренные в отношения
между человеком и животными с архаичных времен, когда человек не видел разницы
между собой и природой до наших дней, отмечается, что антропоморфизация животных,
которая существовала в сознании архаичного человека и продолжает быть актуальной до
нынешнего времени. Это объясняет возникновение отношение человека к домашнему
питомцу как к другу, компаньону и члену семьи. Исследование отношения человека к
животному представлены в . Проведенный опрос 100 человек, представленный поровну
по гендерному признаку (50 мужчин и 50 женщин), и сопоставимых по возрасту об
отношении к лошади показал, что «лишь 29 % из указанных качеств действительно
присущи этому животному, тогда как остальные 71 % антропоморфны и мифичны» . Лошадь была выбрана не случайно, поскольку горожане имеют о лошадях весьма
относительное представление. Как совершенно справедливо отмечает автор, «именно
благодаря антропоморфизации в восприятии человеком образа любого животного
становится возможным применение различных психотерапевтических методик с
использованием этих образов». Культурологический анализ, приведенный в показал, что
для крестьянина наиболее значимыми животными были лошадь и корова, что совершенно
понятно: они обеспечивали жизнь крестьянской семьи. К кошкам и собакам крестьяне не
чувствовали душевной симпатии, те жили в основном на самопрокорме, причем к собакам
отношение было более настороженное, чем к кошкам, которым разрешалось находиться в
доме, а собака обитала во дворе. Что касается знати, то она любила охоту, по сей причине
собаки для нее были более важны, чем кошки, но их полагалось держать на псарне. Только
с XVIII в., начиная с Петра I, который не любил охоту, собак начинают держать в покоях.
Как отмечает автор, с XVIII — XIX вв. «содержание небольших комнатных собак в покоях
русской знати становится модным», что и нашло отражение в произведениях литературы и
живописи того периода времени. Сейчас современные городские жители начинают
рассматривать животных как членов семьи, изменяя к ним прагматичное отношение.
Зоозащитники и философы стали все чаще поднимать вопрос о выполнении людьми
нравственных обязательств по отношению к животным и гуманности по отношению к ним.
Не случайно в ноябре 2017 г. москвичи организовали Живую очередь в электронную
приемную Государственной Думы, чтобы наконец — то был принят Закон о гуманном,
ответственном отношении к животным. Это закон не могут принять уже с 2010 г. По —
видимому, особую трудность вызвало определение, что такое гуманное и ответственное
отношение к ним.
Вопрос о «правах» животных в том или ином виде поднимался в разное время.
Известный австралийский экофилософ Сингер является вдохновителем нового
мирового движения за права животных. Он предложил рассмотреть не только морально —
этическую, но и правовую сторону взаимоотношений человека и различных видов
животных.
Биолог П.М. Бородин предлагает рассматривать понимание истории цивилизаций как
«пусковой механизм возникновения и развития цивилизаций со всеми их достоинствами и
недостатками и как ключ к пониманию истории цивилизаций, к пониманию того, почему
эта история сложилась так, а не иначе и в конечном счете определила облик современного
мира к пониманию того, почему эта история сложилась так, а не иначе и, в конечном счете,
определила облик современного мира» . Иными словами, одомашнивание
животных или доместикация является культурно — историческим процессом развития
цивилизаций, связанная с изменением образа жизни, связанной с охотой и собирательством
к возделыванию полей и выращиванию скота. При этом процесс изменения касается и
животного, и человека, и эти изменения привели к тому, что некоторые виды животных и
человек стали понятны друг другу и домашнее животное становится фактически членом
семьи. Проведенное Рудаковой И.Д. в 2015 г. показало, что «77 % из опрошенных,
включающих питомца в семейную систему, присваивают им статус ребёнка, друга, брата.
Оставшиеся 23 % владельцев включают животных в семью, но продолжают считать их
теми, кем они и являются, т. е. котом, попугаем, собакой, хомяком и т.д.». Поскольку роль
животных приближена к роли членов семьи, возникает тенденция захоронения животных,
которая копирует человеческие захоронения в виду обустроенных могил.
Антропоморфизацию домашних животных ряд авторов, например объясняют
экологической депривацией городских жителей. Рудакова И.Д. отмечает , что «тотальная
нехватка природных объектов в поле зрения горожанина подталкивает его на создание
своего собственного экологического мира, нахождение в котором будет вызывать
комфортное состояние. Таким образом, в каждой квартире создаётся некая экосистема».
Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными в
условиях города
Никольская А.В. отмечает, что анализ существующих подходов к взаимодействию
человека и животного в рамках существующих в настоящее время психологических
направлений отсутствует, и предлагает новую модель эко — психологического межвидового
взаимодействия человека и животного, в котором объектом изучения являются
взаимоотношения между ними. Автор предлагает экопсихологическую модель
психологического взаимодействия в межвидовой группе «человек — домашнее животное»,
которая включает следующие феномены:
а) доверие, привязанность, формирование и принятие правил поведения в отношении
друг друга, структуру доминирования / подчинения, межвидовую коммуникацию;
б) детерминанты, определяющие динамику межвидовой группы и ее типы
взаимодействия;
в) наличие обоюдной потребности во взаимодействии (со стороны человека и со стороны
животного) как необходимого и достаточного условия возникновения и сохранения
межвидового психологического взаимодействия;
г) способность обоих участников взаимодействия к формированию и принятию норм
межвидового взаимодействия;
д) психологическую структуру отношений человека и домашних животных в рамках
единой системы отношений.
А. В. Сухарев – автор этнофункциональной парадигмы в психологии, считает, что
городской житель, когда заводит в своей квартире домашнего любимца, «неосознанно
пытается пройти стадию психического развития, соответствующую архаичному
восприятию природы и мира животных» . Как считает Сухарев А.В., рассогласования
между внутренним миром личности и его отношением к окружающему миру, а также как
он далее пишет «несоответствие образного содержания отношений личности к различным
элементам этносреды приводят …к нарушению психического развития личности». По это
причине человек, который заводит домашнего любимца, имеет гораздо больше шансов
сохранить свое душевное здоровье, чем его не имеющий.
В работе рассматривается становление субъектности человека во взаимодействиях с
природой, которая обусловлена тремя основными моментами:
1) сформировалось новое понимание природы и ее роли в жизни людей, которое
заключается в усилении роли природной среды и возрастании зависимости человека от
природы;
2) в отечественной психологии обозначился и утвердился такой подход, основой
которого является понимание сущности психических явлений как принадлежащих
субъекту: активность, интенциальность, рефлексивность, интегрированность,
ответственность и др.;
3) выделилось отдельное направление - экологическая психология в результате
появления достаточно большого количества экспериментальных работ по исследованию
развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом
аспекте).
С точки зрения авторов актуальная проблема для психологов заключается в важности
изучения становления субъектности человека не только в социальном плане, но и в
процессе его психологических взаимодействий с природной средой. В результате анализа
экспериментальных работ по данному направлению делаются следующие основные
выводы, которые представляют интерес в свете рассматриваемо проблемы:
1) важно изучать проблемы становления личности в рамках целостной системы,
объединяющей человека и природу в свете опосредованном влиянии окружающей
природной среды на человека;
2) подчеркивается важность различения понятий природной среды вообще и
окружающей человека, той, которая находится в прямых или косвенных взаимодействиях с
человеком, как естественного окружения человека, обладающего комплексом влияний и
условий, которые обеспечивают возможность для удовлетворения его потребностей,
проявления его способностей и их развития;
3) взаимодействие человека с окружающей его природной средой человек амбивалентно
и рассматривается как субъект — субъектное взаимодействие;
4) анализ теоретических и экспериментальных работ показывает противоречие между
теоретическими и экспериментальными работами, поскольку теоретический подход
отличается большим разнообразием;
5) предлагается рассматривать взаимодействие человека и природы в рамках системно —
субъектного подхода, при котором категория субъекта понимается как более широкая по
сравнению с понятием «личность», в результате которого происходит изменение атрибутов
субъектности самого человека.
Взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города
Данное направление рассмотрено в работе Варга А.Я и Федорович Е.Ю. .
Проведенный авторами анализ показал, что более половины семей в США и в
Великобритании и почти каждая третья семья в Европе имеют домашних питомцев. И при
этом имеется тенденция к росту числа питомцев. Кроме того, с 1998 по 2002 годы в Турции
увеличилось число питомцев на 39 % , в — Бразилия на 28 % , а популяция домашних
питомцев в Тайланде за это время почти удвоилась, но больше всего в Китае.
Авторы подчеркивают, что об образовании ««особых», более глубоких, эмоционально
значимых и более сокровенных взаимоотношениях и союзах с ДП [домашними
питомцами], а также привязанности к ним, говорят именно люди из небольших семей
проживающих в городах, прошедшие через развод… Большинство хозяев ДП в городах
говорят, что считают своих животных «членами семьи», есть много свидетельств того, что
животные часто функционируют как социальная поддержка внутри семьи».
Авторы в то же время отмечают, что практически не встречали в описании семейных
систем по семейной терапии тех ролей, которые семейные любимцы в ней играют. При
этом в отечественной литературе они не встречали вообще, а в зарубежной исследования
носят единичный характер. Из немногих зарубежных исследований авторы отмечают,
что питомцы позволяют людям выражать глубокие чувства и дают возможность заботиться
о других живых существах. С другой стороны, домашнее животное часто состоит в
триангуляционных отношениях, когда на него падает роль либо громоотвода, либо объекта,
через который что — то сообщается члену семьи. В заключение авторы отмечают, что
животные в семейной системе носят как функциональный, так и дисфункциональный
характер, а мотивы включения животных в семейную систему требуют дальнейших
исследований.
Синглер П. в основе взаимоотношения человека и домашнего любимца видит детско
— родительские отношения, которые основаны на привязанности и описаны в теории
привязанности Боулби .
Теория привязанности Боулби построена на предрасположенности людей к
установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми. Она
рассматривается как базовый компонент человеческой природы, которая присутствует от
стадии новорожденности и сохраняется на протяжении всей жизни вплоть до старости.
Понятие привязанности в данной теории рассматривается в двух аспектах:
1) Как эмоциональная связь между ребенком и «фигурой привязанности».
2) Как особый вид поведения ребенка, направленный на сохранение контакта с фигурой
привязанности, которая является источником защиты и поддержки.
Поведение привязанности имеет важную биологическую функцию у человеческих
детей, так же как у млекопитающих и некоторых птиц. Это поведение постепенно
закрепилось механизмом естественного отбора.
В свете данного подхода детерминантами выбора выступают легкая доступность,
активность, мобильность и ласка со стороны животного и возможность это ему подарить.
Люди используют домашних питомцев как источник любви, принятия и эмоциональной
поддержки, которая может помочь восстановить эмоциональное спокойствие в трудные
времена. Владельцы животных, как правило, считают, что их питомец любит и принимает
их безоговорочно и что их отношения с питомцем характеризуется стабильностью,
последовательностью, нежностью, теплом, верностью, подлинностью и отсутствием
принуждения или конкуренции. Синглер полагает, что в основе выбора питомца лежит тип
привязанности человека. Человек с высоким баллом о привязанности и избеганию не
уверены в себе, разочарованы, у них негативные мнения о человеческой природе.
Поскольку животные более постоянны в своих отношениях, взаимоотношения человека и
его питомца в большей степени определяется человеком. Как показали его исследования
, не было выявлено никаких существенных связей между привязанностью к питомцу и
тревогой и избеганием, возрастом, полом, образованием, прошлого питомца и нынешнего
любимца и продолжительностью владения домашним животным. Существенная разница
была установлена между владельцами кошек и собак: с собаками отношения более тесные,
чем с кошками, поскольку кошки более независимы, чем собаки.
Им также было установлено, что человек с избегающим типом привязанности
предпочитает кошек, потому что это способствует менее близким отношениям с
животным. В то же время тревожные люди чувствуют себя в большей безопасности с
домашним животным, чем с человеком.
Предложенная Никольской А.В. модель взаимодействия владельца питомца со своим
любимцем в самом простом варианте включает в себя человека как представителя своего
биологического вида и своей культурно — исторической эпохи и животное как
представителя своего биологического вида. Каждый партнер образуемой межвидовой
группы «человек — домашнее животное», в той или иной мере выполняет по отношению к
другому участнику определенные функцию взаимного удовлетворения жизненных
потребностей, благодаря которой возникает межвидовая группа и функцию соответствия
межвидового взаимодействия ожиданиям его участников. В зависимости от степени
выполнения этих функций и типа взаимодействия группа «человек — домашнее животное»
оказывается более или менее устойчивой. Эта теоретическая модель способствует
расширению представлений о природе психики, потому что психика животных и человека
рассматривается в контексте единых методологических оснований и единой модели
развития функциональной системы психики. Предложенная модель получила
подтверждение на 1089 случаях психологического консультирования владельцев животных
(70 % собак и 30 % кошек).
В результате были выявлены следующие психологические феномены:
1) со стороны человека — доверие, безопасность, предсказуемость, в то степени, в которой
оно оправдывает ожидания от его приобретения, а со стороны животного — эмоциональное
восприятие человека, который необязательно обладает качеством встречной эквивалентной
позитивности / негативизма;
2) привязанность животного к человеку и чувство любви человека к своему питомцу,
которое состоит из таких компонентов как забота, познание объекта любви, уважение его
потребностей, вера в его возможности;
3) формирование и принятие норм взаимодействия, установленных в каждой конкретной
межвидовой группе,
4) позиция доминирования / подчинения;
5) невербальные коммуникативные сигналы, получаемые и отправляемые участниками
взаимодействия и позволяющие ориентироваться в контексте ситуации, так и отдельные
вербальные сигналы, отправляемые человеком.
6) доверие между владельцем и питомцем является группообразующим, от него зависит
устойчивость межвидовой группы;
7) полученная модель межвидового взаимодействия в группе «человек — домашнее
животное» позволяет предложить методы решения таких прикладных задач, как:
психодиагностика и психологическое консультирование владельцев животных,
практические рекомендации специалистам, осуществляющим консультирование с целью
нормализации межвидового взаимодействия.
Использование животных в психотерапевтической работе является отдельным
направлением исследования и в данном случае не рассматривается. Кратко можно отметить
социализация аутистов и детей с ДЦП с помощью их общения с дельфинами и лошадьми.
Подводя итоги, можем сделать следующие выводы
1) Актуальность исследования взаимодействия человека и животного, а также факторов,
обуславливающих выбор домашнего питомца, определяется ростом количества домашних
питомцев и включением их в семейную систему.
2) Безответственное отношение к питомцу привело к росту бездомных животных,
численность которых регулируется государством самым варварским образом за счет их
убийства либо явного, либо неявного путем содержания в муниципальных приютах,
больше напоминающих концлагерь для животных.
3) На протяжении истории цивилизаций отношение к животным изменялось от
прагматичного к более гуманному, что требует новых парадигм в рассмотрении системы
человек — животное.
4) В исследованиях, посвященных взаимоотношениям человек — животное можно
выделить культурно — исторический и культурно — антропологический анализ
взаимоотношения человека и животных, эколого — психологический подход к вопросу о
взаимодействии человека с животными в условиях города; отдельное рассмотрение
взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними животными в
условиях города, использование животных в психотерапевтической работе.
6) Общим фактором, объединяющим обе модели, выступает эмоциональный компонент
взаимодействия между человеком и его домашним любимцем.
7) Воспитывать правильное отношение к животным нужно с детства, только так можно
создать здоровое общество, где человек будет ответственно относиться ко всему живому на
планете.
Список литературы
1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003. – 477 с.
2. Бородин П. М. Доместикация и цивилизация // Философия науки. 2002. № 3 (14). С. 85
— 94
3. Варга А. Я., Федорович Е. Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические
Науки. 2009. Т. 1, № 3. С. 22 — 34.
4. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических
взаимодействия с природой // КиберЛенинка: / https: // cyberleninka.ru / article / n / stanovlenie
— subektnosti — cheloveka — v — psihologicheskih — vzaimodeystviyah — s — prirodoy, 2017
5. Никольская А. В. Социально — психологическое исследование межвидового
этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи: автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 21 с.
6. Рудакова И. Д. Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии
человека с животными в условиях города. // Актуальные проблемы экологии и
природопользования: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. А. Черных. М.: РУДН, 2013. Вып. 15. С. 454
7. Рудакова И.Д., Ягодовская И.В. Социокультурная роль домашних животных в жизни
горожан (историко — психологический аспект) // КиберЛенинка: https: // cyberleninka.ru /
article / n / sotsiokulturnaya — rol — domashnih — zhivotnyh — v — zhizni — gorozhan — istoriko —
psihologicheskiy — aspekt, 2017 г.
8. Сингер П. Освобождение животных // Серия Охрана дикой природы / Киев, экол. —
культур. центр. 2002. Вып. 29. 134 с.
9. Сухарев А. В. Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии
аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18,№ 1. С. 122 — 133.
© Кваскова А.В., 2017


На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. В пещерах, которые занимали первобытные люди, часто обитали и разнообразные животные. Одни из них оказывались нежелательными соседями и изгонялись, другие же, напротив, могли оказаться полезными. Люди могли использовать в пищу запасы, сделанные грызунами, дичь, добытую хищниками, яйца птиц, мед диких пчел и пр. Предки домашних собак предупреждали человека о приближении чужого, лаем сигнализировали о загнанном звере, добыть которого оказывалось намного проще с помощью лука или копья. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования окружающего ландшафта.

Накопление знаний о повадках и образе жизни животных способствовало успеху в охоте и ловле рыбы, а также развитию скотоводства, которое невозможно без понимания законов взаимодействия особей в сообществе. Использование животных в домашнем хозяйстве сопровождалось разработкой приемов их приручения и дрессировки. В процессе одомашнивания диких животных накапливались первые представления о наследственной основе поведения, поскольку одновременно с хозяйственно полезными морфологическими признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, "контактность", послушание, дрессируемость, сторожевое поведение и т.д.

Среди животных было немало и таких, которых следовало опасаться и уметь избегать столкновений с ними. Использовать животных в пищу, разорять их кладовые или изгонять из мест их обитания нужно было с большой осторожностью. Кроме того, человеку было хорошо известно, что во многих случаях животные имеют более совершенный слух, зрение или обоняние, а некоторые из них и недоступные человеку виды чувствительности, например способность к восприятию сейсмических сигналов, эхолокации и т.п.

Наука о поведении животных имеет долгую историю развития, причем в отличие от большинства других областей естествознания первым собственно научным исследованиям предшествовал длительный период накопления эмпирических знаний. Это происходило потому, что во всех сферах своей деятельности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и понимание закономерностей их поведения в ряде случаев имело для него существенное, а часто и решающее значение в борьбе за существование. Например, добывание пищи собирательством познакомило человека с полезными для него особенностями жизни животных. Сбор птичьих яиц – важного источника белковой пищи – способствовал пониманию повадок колониальных птиц и сроков их размножения. Человек обнаружил присущую многим животным привычку делать запасы корма и научился находить их и использовать. В процессе сбора меда диких пчел человек знакомился с их постройками, поражавшими своей сложностью и целесообразностью, и отмечал сходство этих сооружений с постройками муравьев и термитов. Охотясь на бобров, человек наблюдал за строительством плотин и хаток и научился учитывать последствия их деятельности, в частности изменения ландшафта.

Наблюдения за поведением животных, так же как и за природными явлениями, способствовали формированию представлений о законах природы, например о приуроченности миграций птиц к определенным временам года. Постепенно люди убеждались также, что некоторые животные чутко реагируют на изменения погоды, а иногда даже предвосхищают их (например, ласточки, которые перед ненастьем летают низко над землей).

От их внимания не ускользало и то, что во многих случаях органы чувств животных наделены особой чувствительностью, которая часто превосходит таковую человека. Наряду с очевидными примерами – тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек – были обнаружены и недоступные человеку виды чувствительности: способность ящериц к восприятию слабых сейсмических сигналов, эхолокация летучих мышей и т.п.

Средневековая точка зрения на причины поведения животных

В средние века в странах Европы получило широкое распространение направление в естественных науках, названное креационизмом (от лат. creator - создатель), которое являлось составной частью теологического мировоззрения. Это мировоззрение базировалось на общей идеалистической идее, что все в природе является результатом сознательного действия "Высшего разума" и совершается по предопределенным планам. Согласно этой идее, все существование и развитие природы зависит от Бога, а поведение контролируется наличием или отсутствием души.
Этой точки зрения придерживался крупнейший мыслитель Европы XVII в. Р. Декарт (1596-1650). Созданное им психологическое учение получило название Картезианство. Основой его теории явилось христианское учение о бессмертии души. Эта идея доминировала в его время среди просвещенной части Европы. Р. Декарт допускал существование души вне тела, а мышление относил к свойствам души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р. Декарт называл "мыслящей субстанцией". Возможность существования души вне тела он допускал только для людей. Душа животных, по его мнению, радикально отличалась от души человека и не могла жить вечно.
Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, он объяснял "развитием или редукцией определенных органов". В одном из своих сочинений он писал: "Также весьма замечательно, что, хотя многие животные больше нас показывают искусства в некоторых своих действиях, но те же самые животные не показывают его вовсе в других действиях; так что все, что они делают лучше нас, не есть доказательство их ума, потому что в таком случае они должны были бы иметь разума больше нас и делали бы все лучше, но скорее у них его вовсе нет; действует же в них природа по устройству их органов: так часы составлены только из колес и пружин, а между тем могут считать минуты и измерять время вернее, нежели мы со всем своим разумом". В связи с этим Декарт считал, что изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено анатомической структуре организма. Вопли, которые издает животное в процессе вивисекции, по его мнению, есть не что иное, как скрип плохо смазанного механизма, но никак не проявление чувств.
Таким образом, человек окончательно и бесповоротно стал "венцом творения", а ритуалы и обряды, связанные с почитанием животных, у большинства народов остались в глубоком прошлом.

Дальнейшие исследования

Интересно отметить, что практически с самого начала ученые выделяли две формы поведения. Одну из них назвали "инстинктом" (от лат. instinctus - побуждение). Это понятие появилось в трудах философов еще в III в. до н.э. и означало способность человека и животных выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения. Вторую категорию явлений называли "разумом". Однако под этим понятием имели в виду не только разум как таковой, а фактически любые формы индивидуальной пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением.
Характерный для того периода развития науки подход к поведению животных демонстрирует в своих трудах французский натуралист Ж. Бюффон (1707-1788). Бюффон был одним из первых натуралистов, который при создании своей системы развития природы руководствовался не только морфологическими различиями животных разных видов, но и их поведением. В своих трудах он достаточно подробно описывает нравы, привычки, особенности восприятия, эмоции и обучение животных. Бюффон утверждал, что многие животные наделены зачастую более совершенным, чем у человека, восприятием, но, в то же время их действия носят чисто рефлекторный характер.
Бюффон выступил с критикой антропоморфического подхода к трактовке поведения животных. Анализируя поражающее своей высокой адаптивностью поведение насекомых, он подчеркивал, что их действия являются чисто механическими. Так, например, он утверждал, что запасы, создаваемые пчелами и муравьями, не соответствуют их нуждам и собираются без всякого намерения, хотя многие его современники склонны были рассматривать эти и подобные им явления как проявления "разума" и "предусмотрительности". Полемизируя с ними, Бюффон подчеркивал, что такие явления, сколь бы сложными и запутанными они ни казались, можно объяснить и не приписывая животным подобных способностей. В то же время, при описании "естественной истории" отдельных видов он указывал, что одни животные "умнее" других, констатируя тем самым различия в уровне развития их умственных способностей.
Уже в конце XVIII в. существовали различные взгляды на происхождение инстинкта. Так, совершенно разные точки зрения на это высказывали Кондильяк (1755) и Леруа (1781). Кондильяк сформулировал гипотезу о "генезисе инстинктов", в которой инстинкт рассматривается как результат редукции разумных способностей. Согласно его мнению, индивидуальный опыт, возникший в результате удачного решения экстренно возникшей задачи, может трансформироваться в автоматические формы поведения, сохраняемые и передаваемые по наследству.
Леруа, напротив, считал, что инстинкт является элементарной способностью, которая превращается в высшее психическое свойство в результате длительных усложнений. Он писал: "Животные представляют (хотя в низшей степени, чем мы) все признаки ума; они чувствуют, демонстрируют очевидные знаки боли и удовольствия; вспоминают, избегают того, что им повредило бы и ищут то, что им понравилось; сравнивают и судят, колеблются и выбирают; размышляют о своих действиях, потому что опыт обучает их, а повторный опыт изменяет их первоначальное суждение". Таким образом, Леруа являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных.

Изучение поведения животных в 19-20 веках

В эпоху Возрождения наука и искусство освободились от догм и ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались многие виды искусств. Систематическое изучение поведения животных как неотъемлемая часть научного познания природы начинается с середины XVIII в.
С начала XIX в. наука о поведении животных прочно перешла в ранг естественных и стала все больше отдаляться от философии. Основная заслуга в этом принадлежала французскому естествоиспытателю Ж.-Б. Ламарку (1744-1829). В 1809 г. он издал свою знаменитую "Философию зоологии", в которой психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина. Он создал законченную теорию эволюции, в основе которой лежала психологическая реакция организма на воздействие внешней среды. Ламарк полагал, что все изменения организмов происходят под влиянием внешней среды. Главным фактором изменчивости он считал способность организма реагировать на внешние воздействия, а затем путем упражнения развивать то, что достигнуто этой реакцией, и затем передавать по наследству приобретенное. Ламарк писал: "Организмы изменяются не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного...". Более того, он считал, что в основе изменчивости видов лежит "усиление внутреннего чувства животных", которое может привести к образованию новых частей или органов. Фактически Ламарк был первым, кто обнаружил связь психических реакций организма на внешнюю среду с эволюцией животного мира. Он признал зависимость психики от нервной системы, создал первую классификацию психических актов. Самым простым психическим актом, согласно представлениям Ламарка, является раздражимость, более сложным - чувствительность и самым совершенным - сознательность. В соответствии с этими психическими свойствами он делил всех представителей животного мира на три группы. При этом Ламарк не выделял человека в какую-то особую категорию. Он считал, что человек является частью животного мира и отличается от других животных только степенью сознательности или разумности. В каждой группе животных Ламарк предполагал наличие инстинктов. По его мнению, инстинкт является стимулом к деятельности без участия мыслительных актов и "не может иметь степеней или вести к ошибкам, так как не выбирает и не судит". Кроме того, Ламарк предполагал возможность существования некого "коллективного разума", способного к эволюционному развитию.
С середины XIX в. начинается систематическое экспериментальное изучение поведения животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье (1773-1837), брат знаменитого палеонтолога Г. Кювье. В своей работе он стремился сопоставлять систематические наблюдения за животными в привычной для них среде обитания, с их поведением в зоопарке. Особую известность получили его опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Кювье обнаружил, что бобренок-сирота успешно строил хатку, несмотря на содержание в неподходящих для этого условиях и при отсутствии возможности научиться таким действиям у взрослых бобров. Эти опыты сыграли существенную роль в понимании природы инстинкта. Вместе с тем Ф. Кювье удалось зафиксировать и немало других, не менее важных, но не получивших столь же широкой известности фактов. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали объектом научного исследования впервые.
Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие об "уме" животных. При этом его особенно интересовали различия между "умом" и инстинктом, а также между умом человека и "умом" животных. Кювье отметил наличие разной степени "ума" у животных разных видов.

Исследованием поведения животных в экспериментальных условиях, подобно Ф. Кювье, занимался Д. Сполдинг. В 1872 г. он применил метод депривации при изучении онтогенеза поведения птиц. Этот ученый выращивал птенцов ласточек в тесных клетках, где они были лишены возможности не только летать, но и шевелить крыльями. Таким образом исключалась возможность влияния тренировки на формирование способности птиц к полету. В возрасте, когда живущие на воле ласточки обычно покидают свои гнезда, Сполдинг выпускал своих пленниц из клеток и видел, что их полет ничем не отличался от полета нормальных ласточек. На основании своих экспериментов ученый высказал предположение, что наряду с поведением, которое формируется путем обучения, существуют и врожденные его формы, проявляющиеся в соответствующий период развития без специального опыта или обучения.
Эти мало известные работы Сполдинга нашли свое продолжение и подтверждение в исследованиях Ч.Уитмена и О. Хейнрота.
Ч.Уитмен занимался сравнительным изучением поведения животных. Ему принадлежит описание поведения многих видов птиц и некоторых межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела. Занимаясь систематикой птиц, Уитмен неоднократно отмечал, что наиболее характерными отличиями некоторых таксономических групп птиц являются не морфологические, а поведенческие признаки. Так, например, голубеобразные при питье совершают сосательные движения и глотают воду, не запрокидывая головы. Это отличает их от представителей других отрядов птиц, подавляющее большинство которых сначала набирает воду в рот, а затем проглатывает ее, запрокидывая голову назад. Именно этот признак оказался единственным, однозначно объединяющим всех птиц отряда голубеобразных, тогда как по морфологическим признакам отдельные группы видов различались довольно сильно. Используя в качестве критерия способ питья, удалось установить, что голуби и ржанки относятся к разным систематическим группам, а не к одной, как предполагали ранее. В своих исследованиях Уитмену удалось выявить целый ряд поведенческих признаков, имеющих таксономическое значение. Впоследствии проблема поведенческих различий между видами получила широкое освещение в работах этологов и зоологов.
О. Хейнрот исследовал поведение птиц, выращенных в зоопарке. Подобно Уитмену, он пытался обнаружить характерные для вида признаки поведения, которые можно было бы использовать в систематике. Хейнрот сосредоточил внимание на различных видоспецифических стереотипных движениях и голосовых реакциях. Он пришел к выводу, что многие из них имеют наследственную основу и не требуют для своего проявления специального обучения. Сравнивая между собой формы подобных реакций у птиц родственных видов, он прослеживал пути их эволюции и использовал эти данные для установления филогенетического родства между видами. Хейнрот изучал также внутривидовое общение птиц и обратил внимание на параллелизм специфических телодвижений и поз и связанных с ними морфологических признаков, например, особенностей оперения птиц и тех движений, при совершении которых оперение приобретает сигнальное значение. Он предположил, что это обусловлено параллельным развитием морфологических и поведенческих признаков в процессе эволюции. Работы Хейнрота оказали прямое влияние на формирование научных представлений его ученика, основоположника этологии К. Лоренца.
Ученик и последователь Уитмена, У. Крэг в своей работе "Влечения и антипатии как составляющие инстинкта" (1918) пришел к выводу, что поведение зависит не только от действующих на животное раздражителей, но и от его внутренних потребностей.



    1.1. Эволюция отношения человека к животным

    1.2. Представления о поведении животных в XVII - XVIII вв

    1.3. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв

1.1. Эволюция отношения человека к животным

    1.1.1. Культ животных в религиях

    1.1.2. Представления о поведении животных в средние века

На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. В пещерах, которые занимали первобытные люди, часто обитали и разнообразные животные. Одни из них оказывались нежелательными соседями и изгонялись, другие же, напротив, могли оказаться полезными. Люди могли использовать в пищу запасы, сделанные грызунами, дичь, добытую хищниками, яйца птиц, мед диких пчел и пр. Предки домашних собак предупреждали человека о приближении чужого, лаем сигнализировали о загнанном звере, добыть которого оказывалось намного проще с помощью лука или копья. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования окружающего ландшафта. Среди животных было немало и таких, которых следовало опасаться и уметь избегать столкновений с ними. Использовать животных в пищу, разорять их кладовые или изгонять из мест их обитания нужно было с большой осторожностью. Кроме того, человеку было хорошо известно, что во многих случаях животные имеют более совершенный слух, зрение или обоняние, а некоторые из них и недоступные человеку виды чувствительности, например способность к восприятию сейсмических сигналов, эхолокации и т.п.

1.1.1. Культ животных в религиях

Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания. В связи с этим существовала масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, например, перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Соответствующие обряды исполнялись и после разделки туши убитого животного и после захоронения ее остатков. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис - с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т. д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов - обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с женщиной и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей, которых он обучил промыслам, дал им оленей. В разных уголках Земли была широко распространена вера в оборотничество - превращение колдунов и колдуний в животных: ворон, сов, волков, черных кошек. В облике животного представлялась и душа человека. Когда умер знаменитый философ Плотин (III в. н.э.), то его коллега будто бы увидел под постелью покойника змею, тут же скрывшуюся в трещине стены. Философ был уверен, что змея была душой умершего. У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти, поэтому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники "существовали" в виде разнообразных животных. Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек. У многих народов самой лучшей жертвой божеству считалось животное, причем в разных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения различных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи - барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица или петух, кое-где на Кавказе - коза или козел. Так или иначе, следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм , в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы. растения были такими же существами, как он сам. Действительно, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации человек мало отличался от окружавших его живых существ других видов и во многом зависел от них. Некоторые представления и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии последующих. На дальнейшее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, а также наличие такого фактора, как суеверный страх перед опасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, будь то убийство с целью жертвоприношения или просто ради употребления в пищу сопровождалось обязательными обрядами. Пережитки особого отношения к животным в той или иной степени сохраняются почти у всех народов, особенно у народов с развитым охотничьим хозяйством. Яркий пример тому - народы Сибири и океанских побережий, у которых еще и в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа или кита. Если на первых этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.

Донаучный период накопления знаний

Наука о поведении животных имеет долгую историю развития, причем в отличие от большинства других областей естествознания первым собственно научным исследованиям предшествовал длительный период накопления эмпирических знаний. Это происходило потому, что во всех сферах своей деятельности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и понимание закономерностей их поведения в ряде случаев имело для него существенное, а часто и решающее значение в борьбе за существование. Например, добывание пищи собирательством познакомило человека с полезными для него особенностями жизни животных. Сбор птичьих яиц – важного источника белковой пищи – способствовал пониманию повадок колониальных птиц и сроков их размножения. Человек обнаружил присущую многим животным привычку делать запасы корма и научился находить их и использовать. В процессе сбора меда диких пчел человек знакомился с их постройками, поражавшими своей сложностью и целесообразностью, и отмечал сходство этих сооружений с постройками муравьев и термитов. Охотясь на бобров, человек наблюдал за строительством плотин и хаток и научился учитывать последствия их деятельности, в частности изменения ландшафта.

Накопление знаний о повадках и образе жизни животных способствовало успеху в охоте и ловле рыбы, а также развитию скотоводства, которое невозможно без понимания законов взаимодействия особей в сообществе. Использование животных в домашнем хозяйстве сопровождалось разработкой приемов их приручения и дрессировки. В процессе одомашнивания диких животных накапливались первые представления о наследственной основе поведения, поскольку одновременно с хозяйственно полезными морфологическими признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, "контактность", послушание, дрессируемость, сторожевое поведение и т.д.

Наконец, наблюдения за поведением животных, так же как и за природными явлениями, способствовали формированию представлений о законах природы, например о приуроченности миграций птиц к определенным временам года. Постепенно люди убеждались также, что некоторые животные чутко реагируют на изменения погоды, а иногда даже предвосхищают их (например, ласточки, которые перед ненастьем летают низко над землей).

От их внимания не ускользало и то, что во многих случаях органы чувств животных наделены особой чувствительностью, которая часто превосходит таковую человека. Наряду с очевидными примерами – тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек – были обнаружены и недоступные человеку виды чувствительности: способность ящериц к восприятию слабых сейсмических сигналов, эхолокация летучих мышей и т.п.

Такие эмпирические сведения служили основой для первых собственно научных обобщений, которые всегда были связаны с выяснением связи между человеком и животными и их положения в картине мироздания. Эволюция взглядов на вопрос о степени сходства поведения животных и человека подробно прослеживается Д. Дьюсбери (1981).

Поведение животных в трудах естествоиспытателей XVIII–XIX вв.

Понятие об инстинкте

В науке о поведении животных с самых первых ее шагов выделилось два основных направления, которые почти до конца XIX в. обозначались как изучение "инстинкта" и изучение "разума". Как мы уже упоминали выше, понятие "инстинкт" (от латинского in-stinctus – побуждение) появилось в трудах философов еще в III в. до н.э. и означало способность человека и животных выполнять определенные действия в силу внутреннего побуждения. Такое значение термина в целом сохраняется и в современной науке. Сейчас инстинктами называют совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения всех основных потребностей животных. Что касается "разума", то этим термином обозначалось не собственно разумное поведение (а именно так оно рассматривается в этой книге – см.: 2.7), а главным образом индивидуальная пластичность поведения, которая обеспечивается обучением. Можно заметить, что тенденция именно к такой трактовке понятия "разум животных", отчасти сохраняется и по сей день.

Очевидно, что практически все теоретические построения относительно инстинкта и других форм поведения животных всегда осуществлялись в рамках того или иного общефилософского учения, а также отражали общий уровень развития биологических знаний. Осветить эти аспекты истории науки о поведении в настоящей книге не представляется возможным. Ниже будет дана только краткая характеристика взглядов ученых, которые были ключевыми фигурами в формировании современных представлений о поведении животных.

Ж. Бюффон. Систематическое изучение поведения животных как неотъемлемая часть научного познания природы начинается с середины XVII в. Французский ученый Жорж Бюффон (1707–1788) был одним из первых натуралистов, который при создании своей системы развития природы использовал материал, характеризующий не только морфологические особенности животных разных видов, но и их образ жизни, "нравы", привычки. В его трудах содержится подробное для того времени рассмотрение особенностей восприятия, эмоций и обучения животных. Бюффон полагал, что животные наделены восприятием, зачастую более совершенным, чем у человека, и считал, что их действия имеют рефлекторный характер.

Пытаясь провести рубеж между психикой человека и животных, он указывал, что основное различие состоит в том, что животные не имеют представления ни о своем прошлом, ни о будущем. Он также полагал, что им недостает способности сравнивать свои восприятия, которая, по его мнению, лежит в основе формирования понятий.

Бюффон выступил с критикой антропоморфического подхода к трактовке поведения животных. Анализируя поражающее своей высокой адаптивностью поведение насекомых, он подчеркивал, что их действия являются механическими. Например, запасы, создаваемые пчелами и муравьями, не соответствуют их нуждам и собраны без всякого намерения, хотя многие его современники склонны были рассматривать эти и подобные им явления как проявления "разума" и "предусмотрительности". Полемизируя с ними, Бюффон подчеркивал, что такие явления, сколь бы сложными и запутанными они ни казались, можно объяснить и не приписывая животным подобных способностей. В трудах Бюффона нельзя найти описания тех форм поведения, которые можно было бы отнести собственно к проявлениям рассудочной деятельности. Однако при описании "естественной истории" отдельных видов он указывал, что одни животные "умнее" других, констатируя тем самым различия в уровне развития их умственных способностей.

Заслуга Бюффона состоит в том, что он выступил против использования понятия "разум" для описания более элементарных форм поведения животных и тем самым способствовал созданию предпосылок для классификации форм поведения. В то же время, хотя/ Бюффон и не использовал термин "инстинкт", при анализе поведения насекомых он был близок к выделению этого понятия.

Г. Реймарус. Немецкий ученый Г. Реймарус (1694–1768) был профессором математики и языковедения Гамбургской академии. Ему принадлежит одно из первых определений инстинкта. Согласно его мнению, все действия, которые проявляются без индивидуального опыта и которые все животные данного вида сразу после рождения выполняют одинаковым образом, следует рассматривать "как чистое последствие естественного и врожденного инстинкта, независимое от намерения, размышления и изобретательности". Таким образом, в этом определении уже подчеркиваются две характерные черты инстинктивной деятельности: шаблонность выполнения действия и возможность его выполнения без предшествующего индивидуального опыта. По представлениям Реймаруса, инстинктивные действия объединяются в достаточно ясно очерченную группу актов поведения, которая отлична от других форм поведения животных. Наряду с инстинктами Реймарус допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. В эту категорию он включал прежде всего способности к подражанию и обучению.

Ж.-Б. Ламарк. Французский естествоиспытатель Жан-Батист Ла-марк (1744–1829) построил ставшую знаменитой теорию эволюции в значительной степени на основе изучения поведения – формирования привычек у животных. Он уделял большое внимание строению и функциям нервной системы и охарактеризовал основные черты поведения человека и животных. Определения, которые дал Ламарк, предвосхитили некоторые более поздние идеи физиологии. Он обратил внимание на параллелизм усложнения строения нервной системы и поведения животных разного уровня филогенетического развития.

Ф. Кювье. Одним из первых, кто экспериментально исследовал некоторые проявления поведения животных и дал им сравнительную оценку, был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье (1773– 1837), брат знаменитого палеонтолога. Он описал и сопоставил поведение млекопитающих нескольких групп (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных) и проанализировал его в поисках границы между инстинктом и "разумом".

Особую известность имели его опыты с бобрами, воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Молодые животные успешно строили свои хатки, несмотря на содержание в не подходящих для этого условиях и на отсутствие возможности научиться таким действиям у взрослых бобров. Это был первый в истории науки достаточно четкий так называемый депривационный эксперимент (см.: 7.3.2), т.е. опыт по воспитанию животного в изоляции от действия необходимых для него факторов внешней среды. На основании своих исследований Ф. Кювье сделал вывод, что удивительные по "целесообразности" и "разумности" постройки бобров есть не что иное как проявление инстинкта.

Ч. Дарвин. Огромную роль в развитии науки о поведении сыграло учение Чарльза Дарвина (1809–1882), в первую очередь благодаря широкому использованию сравнительной методологии, применение которой в других областях биологических исследований (морфологии, психологии, эмбриологии и др.) обогатило не только эмпирическую, но и теоретическую биологию. В книге "О выражении эмоций у животных и человека" (1953) обобщены результаты предпринятых им исследований "выразительных движений" у животных, главным образом приматов, и проведено их сопоставление с мимикой человека. Проявления ощущений у животных и человека имеют, по Дарвину, много черт сходства. Он писал: "Некоторые формы выражения эмоций человека, такие как вздыбливание волос под влиянием крайнего испуга или оскаливание зубов во время приступа ярости, едва ли можно понять, если не предположить, что некогда человек существовал в более примитивном и звероподобном состоянии. Общность некоторых способов выражения эмоций у различных, но близких видов, как, например, движение одних и тех же мышц во время смеха у человека и различных обезьян, представляется более осмысленным, если предположить, что они происходят от одного предка".

Собранные Дарвином многочисленные факты о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения; инстинкт, способность к обучению и элементарную "способность к рассуждению". Он определял инстинкты как акты, которые могут быть выполнены после некоторого опыта одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Дарвин считал, что признаки поведения, как и морфологические признаки, характеризуются наследственной изменчивостью. На примере нескольких инстинктов он показал возможные пути формирования признаков поведения "путем медленного накопления многочисленных слабых, но полезных уклонений", которые "обязаны своим возникновением тем же причинам, какие вызывают изменения в строении тела".

Эти положения Дарвин иллюстрирует в "Происхождении видов" и в ряде статей, рассматривая возможные пути формирования таких видов поведения, как инстинкт размножения у кукушки, строительный инстинкт пчел и "рабовладельческий" инстинкт муравьев (см.: 6.1).

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.