Шаманизм - что это такое с точки зрения религии? Шаманизм хотят приравнять к официальным религиям россии Шаманизм как религия

До появления многочисленных религий особое распространение имел шаманизм, включающий огромное количество обрядов и правил. До сих пор есть племена, и даже народы, которыми управляют шаманы. Считается, что это избранные люди, имеющие способности общаться с Высшими силами.

Что такое шаманизм?

Ранняя форма религии, основанная на общении человека с духами в состоянии транса, называется шаманизмом. Он имеет тесную связь с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Согласно проведенным исследованиям шаманские практики были известны еще во время неолита и бронзового века. Есть разные национальные и религиозные формы шаманизма, например, корейский, якутский, алтайский и так далее.

Шаманизм – это политеистическая религия, где разные явления природы принято рассматривать, как божества, а все окружающие предметы, наделенные душой. Шаманы утверждают, что только осознанная принадлежность человека к Вселенной дает шанс и чувства несправедливости. Они обладают способностью путешествовать в другие миры и общаться с разными духами, получая силу от сверхъестественных источников.

Шаман считается избранником духов, и получить свой дар он может через «шаманскую болезнь» – состояние, которое похоже на летаргический сон. Большое значение имеет встреча с духом-опекуном, который является защитником от негатива. Состояние, когда шаман находится в транс, называется камлание, а сопровождается оно ударами барабана, танцами и заклинаниями. Современный шаман выполняет несколько функций: жреца, прорицателя, знахаря, советника и другие.


Шаманизм как религия

Хоть отдельные элементы шаманизма можно найти практически во всех религиях, назвать его отдельным религиозным направлением нельзя. Он включает сочетание экстатических и терапевтических методик, позволяющих взаимодействовать с параллельными мирами. Религия, шаманизм и магические направления являются разными понятиями, которые, так или иначе, переплетаются друг с другом.

Признаки шаманства

Как уже было сказано, магические силы человек получает, если духи решили наградить его. Есть версия, что шаманство и шаманизм могут передаваться по наследству. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить избранность.

  1. На теле могут находиться необычные пометки, например, родимые пятна, или же учитываются физические дефекты, так в Сибири признаком наличия сил является лишний палец на руках или ногах.
  2. Ориентироваться необходимо на личностные черты, так потенциальные шаманы любят уединение на природе. Такие люди являются замкнутыми.
  3. Наличие у человека сверхъестественных сил, которые проявляются в видениях будущего, в пророческих снах, возможность видеть души умерших и так далее.
  4. Желание изучать шаманизм, причем оно должно быть сильным и не иметь никакой обоснованности. Во время выполнения специальных упражнений стремления только повышаются.

Шаманизм и православие

Многие люди интересуются, как церковь относится к разным направлениям, которые имеют отношением к магии. По мнению священнослужителей, шаманизм и христианство – это две несовместимые вещи, поскольку все, что заставляет человека веровать в духов, демонов и других сверхъестественных существ находится под запретом и считается проявлением бесовщины. Все магические направления являются преградой для человека достичь единства с Господом.


Шаманизм в современном мире

В последнее время магия шаманов стала интересовать большое количество людей, которые стремятся к и желают получить силу для исцеления. Времена, когда люди стремились найти избранного прошли, и в современном мире они сами пытаются изучить шаманские обряды, проходя обучение и посвящение. Если раньше знания передавались из уст в уста, то благодаря письменности много информации является доступной для обычного человека.

Шаманизм – магия, которая требует длительного обучения, и начать можно с прочтения специальной литературы. Популярностью пользуется книга М. Харнера «Путь шамана». Полученные знания, необходимо постоянно применять на практике, поскольку шаманизм можно постигнуть только через опыт. Еще рекомендуется проводить много времени на природе, изучая ее возможности и обучаясь слышать ее советы.

Шаманизм – интересные факты

В разных уголках мира шаманизм имеет свои особенности, которые зависят от географического положения, колорита и других особенностей.

  1. В Австралии исследователи обнаружили только зачатки шаманизма, а их представителей называли бирраарка.
  2. Интересные факты: шаманы Южной Америки назывались мачи, и они излечивали людей от болезней, вызванных действием злых духов. Во время проведения ритуал они непременно доставали какой-то предмет из тела больного.
  3. В Боливии шаманы назывались бара и они связывались с духами, делали предсказания и имели способности к колдовству.
  4. В Корее шаманизмом занимались только женщины и назывались они му-дан. Важно отметить, что силы и знания передавались только по наследству. Они кроме основных способностей шаманов умели делать амулеты, гадать и заклинать.

Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем. Это глобальное явление, через которое прошли в своем развитии все народы Земного шара. Шаманизм связывают с магией, анимизмом, фетишизмоми тотемизмом. По данным археологии и этнографии, шаманские ритуалы уже практиковались в эпоху неолита и в бронзовом веке. Особенно развит шаманизм был у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азиии Африки.

В настоящее время различают такие национальные и региональные формы шаманизма как Алтайский, Бурятский, Тувинский, Чукотский, Якутский, а также шаманизм в Корее и Перу.

Шаманизм — это естественная политеистическая религия, где природные явления, такие как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и прочие, персонифицируются в виде божеств. В шаманском мировоззрении все в мире обладает душой: люди, животные, насекомые, растения и неодушевленные предметы — а все души объединены в Целое. Магия шамана направлена на обнаружение связей между частями, на объединение сознаний. Понимание своей причастности к Вселенной уравновешивает всех и каждого с миром, рассеивает страхи и сомнения, избавляет от чувства несправедливости. Человек, ощущающий связь с миром, чувствует широту и мощь своего потенциала под защитой высших сил.

Являясь частью Целого и осознавая возможность проявлять себя без участия физической оболочки, шаман проникает в другие составляющие Вселенной. Погружаясь в особое изменённое состояние сознания, шаман обретает способность общаться с духами-помощниками и черпать силу из потусторонних источников.

Шаман — избранник духов. Обычно этот дар открывается человеку через "шаманскую болезнь " (серьезное заболевание на грани жизни и смерти или летаргический сон). Преодолев жизненное испытание, неофит возрождаетснеоя в новом качестве, он готов быть проводником в те миры, из которых вернулся.

Шаман одинаково комфортно чувствует себя в обеих реальностях: повседневной и потусторонней. Его проводником и защитником является дух-хранитель (животное силы, дух-опекун, тотем, домовой), который может воплощаться в животное, птицу, рыбу, пресмыкающееся или принимать образ человека. Встреча с ним открывает шаману доступ к могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и тот предохраняет его от болезней и враждебных сил, помогает ему во всём.

Для общения с духами обычно используется ритуал камлания : шаман входит в транс, изменяющийся от легкого забытья до глубокой комы. Для камлания используются ритмы бубна, барабанов, трещоток, определённые танцы и заклинания, в некоторых сообществах, для входа в трансперсональное состояниемогут использоваться галлюциногены.

Входя в транс, шаман отправляется путешествовать в иные миры (экстатическое путешествие): высший мир — обитель различных божеств, низший — мир злых духов и мертвых, и средний — земной. Для шамана тонкими сущностями населены все три мира, и со всеми духами шаман взаимодействует для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывания дождя и т.д.

В шаманском путешествии избранник духов может передать небожителю приношения от своей общины, отыскать душу больного, заблудившуюся вдали от тела или похищенную демонами, доставить душу умершего к её новому пристанищу, почерпнуть знания из общения со сверхъестественными существами.

Быть шаманом это не просто ремесло, это еще и своего рода крест. Истинные шаманы не заинтересованы в сиюминутной славе, они предпочитают оставаться в тени. Каждый шаман знает: хвастая своими умениями и раскрывая тайны обрядов, можно отвернуть от себя духов.

В настоящее время шаманы сочетают функции жреца, предсказателя, народного целителя, наставника, знатока древних обычаев и традиций, устного народного творчества. Зачастую интерес к шаманизму — огромному пласту знаний и представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным (потусторонним) миром — обусловлен лишь его экзотикой. На самом деле шаманизм в основе своей имеет огромные возможности для каждой личности и общества в целом.

Многие исследователи шаманизма уверяют, что мы живем в переходном периоде, и жизнь очень скоро потребует от жителей Земли сверхъестественных по нынешним понятиям способностей (например, всё чаще рождаются дети "индиго "). Шаманизм может стать ключом для данного развития. У целого ряда народов происходит возрождение этой древней религии, многие ее ценности, очищенные от явной архаики и мистицизма, вновь обретают актуальность.

Тюркоязычные народы Сибири называют этого человека "кам", буряты - "бо", ненцы - "тадибей", юкагиры - "альма", якуты - "ойун". На Аляске он - "ангакок", а в Корее - "му-дань" и "пань-су"...
Названий много, а смысл у них один: так народы разных стран называли людей, которые исцеляли больных и общались с загробным миром. Нам же более привычно слово "шаман". В русском языке это слово закрепилось в XVII веке. Оно образовано от тунгусо-маньчжурского глагола "са-", буквально обозначающего "ведун".

Шаманизм считается системой религиозных верований, распространённой среди народов Сибири (чукчи, юкагиры, коряки), а также урало-алтайских народов (ханты, манси, самоеды, тунгусы). Но шаманистские верования, которые следует отличать от северо-азиатского шаманизма, существуют практически у всех народов мира. Они распространены в юго-восточной Азии, Австралии, Северной и Южной Америке, Африке. Каждый народ вносит особенности своей культуры и представлений в этот религиозный культ.

Считается, что сибирские шаманы наделены сверхъестественными способностями. Они могут не только предсказывать будущее, но и вселяться в животных (чаще всего орла) и людей, оживлять умерших и исцелять больных. Сила шамана, по представлениям народов Сибири, заключается в особенном мистическом наследстве, которое передаётся предками и не имеет осязаемой формы или предстаёт в форме духа-покровителя.

На Аляске и Чукотке шаманы считались хранителями всей культуры народа. Трансовые состояния, свойственные шаманизму, чаще всего использовались в воинском искусстве во время имитации сражения или предстоящей охоты. Только шаман мог отправиться на "верхнее небо" и увидеть оттуда всё, что происходит на земле. Кроме транса, для лечения больных шаманы использовали лечебные травы и заклинания.

До сих пор много непонятного остаётся в шаманистских верованиях народов Африки. Религиозные представления проникали практически во все области повседневной жизни. Шаманизм использовали в охоте, военном и судебном деле, в обрядо-ритуальных процедурах, промысловом культе, скотоводстве и земледелии, культе кузнецов и вождей. До сих пор остаётся тайной, каким образом африканским шаманам удавалось знать местонахождение любого человека в любой момент и без карты за тысячи километров самым коротким путём дойти до него.

В Африке также был распространён культ Вуду, основой которого является так называемый "порошок зомби", позволяющий сначала ввести жертву в состоянии комы и потом вернуть к жизни, лишив человека эмоций, речи, памяти, чтобы использовать в собственных целях.

В Корее шаманами были и мужчины, и женщины. Шаманы-мужчины (их ещё называли "пань-су") обладали большей силой. Искусство заклинания, колдовства, общения с духами, лечения, проведения мистических ритуалов передавались не только по наследству. Молодой шаман, чувствовавший в себе силу, могу обратиться к старому, который передавал ему свой опыт. Женщины-шаманы (му-дань) обычно занимались гаданием, камланием, лечением и изготавливали амулеты.

Корейцы верили, что горы обладают мистическими особенностями, которые способны повлиять на местность. Чтобы определить, какие холмы предназначены для погребения, а какие благоприятны для проживания, шаманы входили в транс и указывали необходимые места. В современной Корее культура транса используется в медицине, спорте и воинских искусствах.

Ритуалы, которые используют шаманы в своей практике, у всех народов практически одинаковы. И всё же отличия существуют. Они обусловлены не только разной культурой, но и природными условиями, в которых формировались религиозные представления этносов.

А вы помните свои любимые детские песни? У каждого человека детские мелодии остаются глубоко в душе и голове и даже спустя десятилетия эти песни не могут не вызвать улыбку на Вашем лице. Ведь детство это самое чудесное и незабываемое время.

Респу́блика Тува́, (Тува́, тув. Тыва Республика) - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь республики - 168 604 км², население - 315 532 чел. (2016).

Столица - город Кызыл.

Республика Тува расположена в Южной Сибири, в географическом центре Азии. Граничит с субъектами Российской Федерации - Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия.

Самая протяжённая юго-восточная и южная граница Республики Тува с Монголией является государственной границей Российской Федерации».

Тува находится в Западном Саяне, соседствует с Хакасией, но по сути на отшибе планеты, окружена горами, рядом нелюдимые местности… Обширная территория с довольном малочисленным населением, главные достопримечательности края — природные.

Особенности региона (смесь религий, своеобразные красоты природы, интересные культура, творчество, народ, история) ярко отличают его от других российских регионов.

«Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык».

Тувинцы — монголоидные народы.

Религия и культура тувинцев

Своеобразие религии и верований местного населения откладывает отпечаток и на природу республики и на все восприятие Тувы. Леса, окутанные тайной духов… Здесь есть и православные верующие, и старообрядцы, и протестанты, но их мало.

«Местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов».

У Тывы очень богатое историческое и религиозное прошлое, только момент того, что в 1758 — 1911 Тува была провинцией Китая — заслуживает большого внимания. Вполне закономерно появление буддизма, он начал обосновываться здесь еще в 13-м веке. А вот шаманство — первая, кровная — так скажем, религия тувинцев. Туву, Кызыл смело можно назвать одним из центров шаманизма.

«Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана».

К тувинским шаманам едут не только со всей России, а, бывает, даже из-за границы… Хоть и христианством шаманизм не одобряется, мало того — считается бесовским учением (однако не стоит забывать про столь популярную толерантность) — надо отдать должное «профессионализму» местных духовников.

Настоящие шаманы — люди проникающие в суть вещей и явлений без колдовства, они входят в транс, особую волну, измерение, для ритуалов нередко используются всякие натуральные психотропные препараты вроде отвара разных грибов, трав, порошков. В общем — это экстрасенсорика, основанная на животных инстинктах, без шарлатанства и пафоса. Правда, все равно русскому человеку справедливо чужды подобные обряды.

Танцы, ритуалы здесь сопровождают все процессы жизни: рождение, свадьбу, болезнь, смерть, похороны, праздники и т.д. Также вызов природных явлений, исцеление, упокоение души умершего нередко происходят под руководством шамана.

Что главенствует в Туве — буддизм или шаманство — понять сложно, действительно симбиоз религий..

По основной версии:

«Традиционная религия тувинцев - тибетский буддизм, который сочетается с элементами древнего шаманизма. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов, совершил в республику трёхдневный визит».

Документальный фильм «Тува. Свободные люди»:

Несмотря на «здоровый» образ жизни мужчин-добытчиков, показанный в фильме:

«По данным сессии совместного общего собрания РАН и РАМН за 2004 год, опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук», только Республика Тыва попала в число территорий с низким уровнем здоровья, тогда как все регионы России разместились в группах с повышенным и средним уровнем здоровья населения».

Среди культурных достижений тувинцев выделяются — тувинское камнерезное искусство, тувинское горловое пение:

«Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. В частности, этот вид пения исполняет национальный оркестр.

Среди других символов - тувинское камнерезное искусство».

В Туве множество буддийских организаций, храмов и монастырей. Некоторые храмы и монастыри (например, Устуу-Хурээ) — крупные достопримечательности, культурные объекты Тувы.

Также в Туве несколько учреждений культуры: театры, музеи, филармония.

Одной из значительных археологических достопримечательностей Тувы является: Пор-Бажын (развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне республики Тывы).

«Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом»».

«Традиционная культура тувинцев, основного населения республики, это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению - отсутствию железных дорог, горам, окружающим территорию со всех сторон - в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства.

Традиционным для тувинцев является разведение овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения».

«Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера VIII века до н. э., обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века».

«Республика обладает богатым историко-культурным наследием, сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная кухня, народные промыслы и ремёсла (фигурки из агальматолита), национальные виды искусства (горловое пение хоомей), национальные виды спорта (борьба «хуреш», конные скачки), уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.

Ежегодный праздник животноводов Наадым, фестиваль «Устуу-Хурээ» и празднование национального Нового года Шагаа - красочные и популярные мероприятия, привлекающие туристов».

Быт тувинцев также создается вокруг основ народного мировоззрения: шаманизма-буддизма. Артибуты верований есть почти в каждом доме, шаман на праздниках, в гостях — само собой разумеющийся факт.

Тувинцы могут жить в юртах, кочевать, основной способ прокорма семьи схож с первобытными моделями поведения: охота, рыбалка, разведение домашних животных (оленей).

Природа Тувы

83% республики — леса, а вокруг горы. О Туве часто говорят как о кладезе природных красот, памятников, неизведанных мест, девственной природе, но в действительности — желающих полюбоваться достопримечательностями Тувы и приезжающих в республику туристов — немного.

«Тыва обладает значительным туристическим потенциалом, что определяется большим разнообразием природно-климатических зон (горные тундры, тайга, степи и полупустыни), наличием живописных пейзажей, богатством фауны и флоры, сохранностью национальных традиций и уникальных памятников истории.

По результату Национального Туристического Рейтинга (№1), опубликованного проектом «Национальный Рейтинг» в декабре 2015 года, Республика Тыва заняла последнее, 85-е место».

В Туве 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника.

Природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» — памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Находится в самом северном крупном замкнутом водном бассейне Центральной Азии, входящем в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник Убсунурская котловина) и является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га».

В близлежащих местностях в изобилии растут сосны, ели, находятся альпийские луга, ледники, тундра, тайга, пустыни — здесь встречаются совершенно разные природные, климатические зоны и здесь по-настоящему красиво.

Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест Тувы, для кого-то самое красивое. Благодаря столь бурным климатическим контрастам — здесь много животных, птиц, совершенно «разношерстных».

Однако территория не совсем российская: большая часть заповедника находится все-таки в Монголии, а не в России… Это памятник не только природных красот, но и вечного родства Монголии и Тувы.

Убсунурская котловина, Республика Тыва:

«На территории заповедника зарегистрировано 359 видов птиц. В фауне заповедника насчитывается около 80 видов млекопитающих. Основные виды — это жители гор, тайги и тундры, такие как ирбис, алтайский улар, марал, рысь и росомаха.

Степные виды - монгольский жаворонок, журавль-красавка, суслики, дрофа и песчанки. Заповедник является охраняемой территорией, и многие виды, исчезнувшие в иных местах, можно встретить здесь.

Географическое положение Тувы на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляет собой охотничьи угодья.

Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга. Здесь же обитает и снежный барс, занесённый в Красную книгу России.

С 2011 года каждое лето проводятся Археолого-географические экспедиции «Кызыл - Курагино»».

Ирбис (или нежный барс) — жемчужина данного заповедника, этот редкий вид животных, занесенный в Красную Книгу, на грани исчезновения, на территории заповедника снежных барсов — несколько десятков особей (20-30).

Ирбис — легенда заснеженных гор :

В Туве процветает горно-добывающая промышленность, республика богата запасами древесины, термальными карбонатными источниками, минеральными водами.

Регион, окутанный неизвестностью — почему так воспринимают россияне Туву? Некоторые действительно очень мало знают о республике, а те, которые что-то знают — не более чем фрагментарно. Единицы были в Туве и много знают о ней.

Приезжающие сюда журналисты поражаются красотами природы, самобытностью и загадочною этого региона: «краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и старинных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность».

Тыва является сейсмоопасным регионом: здесь часто происходят землетрясения, к подземным толчкам в 3-4 балла все уже привыкли, в декабре 2011 года было одно из самых крупных за последние годы землетрясений силой 9,5 баллов и магнитудой 6,7. Повторное землетрясение было зафиксировано 27 февраля 2012 года. Помимо этого были мелкие толчки.

Но Тува помимо природных красот, загадочности, шаманизма, необычности имеет ряд и нехороших черт, не считаем частые землетрясения: Тува — один из самых криминальных регионов в России, по количеству убийств на первом месте в России.

Убийства происходят в основном на бытовой почве, на фоне застолий, пьет около половины населения, не работает только официально пятая часть, но на деле гораздо больше, либо имеют неудовлетворительный заработок. Многие тувинцы носят с собой ножи, нравом отличаются буйным (говорят, что что это в предков: войны Чингисхана были беспощадны), при провокации сдачи дают с лихвой…

Осложняет все и оторванность от «большой земли»: до Тувы не так просто добраться, ж/д транспорта нет, есть как основной вид связи с остальным миром — автодорога. Ездят автобусы из сибирских регионов, возможно добраться на самолете, вертолете, летом можно на теплоходе.

Так что, учитывая криминальность региона и частые землетрясения, смотреть на красоты Тувы стоит с осторожностью… но все-таки стоит, потому что в горах, вдали от суеты, в заповедниках — это очень красивый регион.

18 апреля в Улан-Удэ прошла конференция шаманов. На ней обсуждалось создание единого центра шаманской культуры России и приравнивание шаманизма к другим официальным религиям.
.
По этому поводу корреспондент издания «Информ Полис» побеседовал с председателем бурятской религиозной организации шаманов «Тэнгэри» Баиром Цырендоржиевым .


- Каким вы видите центр шаманской культуры?

Первоочередные задачи – построение шаманской идеологии и шаманского мировоззрения. Не только у бурят, нужно консолидировать народы, у которых основной религией является шаманизм, это эвенки, якуты, хакасы, тувинцы, вплоть до очень малочисленных народов.

Сначала нужно символически объединить бурят по этническому принципу, это три региона - Бурятия, Иркутская область и Забайкалье, а также бурят, проживающих в Монголии и Китае. На основе такого этнического единства создавать уже единую религию, которая с древности была общей для всех бурят.

Мое мнение - религиозный центр должен находиться в Бурятии. Мы должны на основе тех архивных и научных данных, которые хранятся у нас в республике, создать концепцию существования шаманизма среди других конфессий мира.

- А что лежит в основе шаманизма?

Основные концепции шаманизма – это вера в предков, в Вечное синее небо и в матерь-землю, которая является нашей родиной. Эта концепция является общенародной. И в каждом месте проживания шаманистов мы будем создавать индивидуальные для каждой местности вариации данной веры с оглядкой на родоплеменные традиции.

- Как взаимодействуете с так называемым западным, иркутским шаманизмом?

Я не думаю, что иркутский шаманизм какой-то другой. Нет такого, что он там сохранился в первозданном виде. Гонения на шаманизм начались практически одновременно по обе стороны Байкала. В Прибайкалье пришло православие, началась христианизация. А у нас в Бурятии пришел буддизм.

Но вера в предков, в Вечное синее небо осталась и у восточных, и у западных бурят. В первозданном виде шаманизм сохранился именно в Монголии. Буряты, которые уехали туда, сохранили традицию камлания, обряды, источники всех этих ритуалов. Если такое говорить о западных бурятах, то там такого уже нет. Там шаман как жрец исчез из современной жизни. Он стал просто старейшиной рода, человеком, у которого просят совета.

Известно, что руководство Буддийской сангхи не очень лестно отзывается о шаманизме. Какие у вас отношения с ламами?

Пока об отношениях между шаманизмом и буддизмом нельзя говорить. У меня очень много друзей-лам, мы с ними много дискутируем на эту тему. Синтетическое отношение между буддизмом и шаманизмом, конечно же, есть.

В пример можно взять Агинский округ. Здесь люди испокон веков ходили и в дацаны, и к шаманам. Ламы, исходя из учений и астрологических предсказаний, часто советуют людям обращаться к представителям своей культуры и традиции, то есть к шаманам.

- А как шаманы реагируют на то, что человек одновременно может ходить и к ним, и в дацан?

Шаманизм – вообще очень толерантная религия, веротерпимая. Великий объединитель всех монголов Чингис Богдо-хан при своем правлении терпимо принимал и мусульманство, и христианство, и буддизм. При его ставке в столице Каракоруме были построены и дацаны, и минареты, и церкви.

Он сам говорил, что уважает религии других народов, но при этом всегда подчеркивал, что он является сыном Вечного синего неба. В своих завоеваниях Богдо-хан никогда не трогал религиозные верования подчиненных народов.

- Все известные религии основываются на письменных источниках. В шаманизме такие есть?

Буряты – это тот народ, который сохранил родословные, хронологию, традиции. Есть упоминания о монгольской культуре во многих источниках по всему миру. Например, известный европейский путешественник Марко Поло делал записи о нашей культуре.

- А что вы можете сказать о так называемых лжешаманах?

Когда шаманская организация разрозненная, когда нет единого центра, такие явления не редкость. Когда появляется очень много учителей, нужно обозначить лидера и идти этим путем. Много и среди моих учеников шаманов, которые ушли из «Тэнгэри» из-за финансовой стороны вопроса. Они стали устанавливать тарифы.

А это категорически неправильно, шаман не должен брать денег. Тем более просить определенную сумму за тот или другой ритуал. То, что мы делаем, – это сакральные обряды. Коммерческий подход к обрядам обернется вредом в первую очередь для самих шаманов.

Такой шаман будет работать три-четыре года, а потом его имя просто сотрется, он не оставит в памяти потомков ничего хорошего. Это пагубно скажется не только на нем самом, но и на всем его роде, отразится на потомках.

- Что касается обрядов. Правда ли, что брызгание водкой в принципе является неверным?

Исследования медиков говорят, что человек генетически привыкает к определенному алкогольному напитку. Люди с Кавказа пьют чачу, у русского населения бражка и самогон, а у бурят всю жизнь была молочная водка – архи. И когда буряты пьют обычную водку, которую продают в магазинах, она непривычна для организма, и поэтому они становятся зависимыми.

Само понятие «сэржэм» включает не столько брызгание спиртным, сколько подношение духам белой чистой пищи, то есть молочных продуктов. Поэтому буряты преподносили духам предков самую конечную стадию выработки молока – архи. Она делалась долгим трудом и являлась очень ценным и дорогим продуктом, поэтому молочную водку подносили как важный дар предкам.

- Многие говорят, что «брызгать» или «капать» в ночное время категорически нельзя. Так ли это?

Правило, что «брызгать» нужно только до захода солнца, было принято недавно, и это веяние из буддизма. Объясняется это тем, что в темное время просыпаются темные, негативные силы. Я же думаю, земля и ночью земля, и днем земля. Духи покровительствуют в любое время суток. Так что нет такого строгого ограничения, в какое время суток «брызгать».

- Правда ли, что Улан-Удэ основан на священном для шаманов месте? И чем это чревато для горожан?

По возникновении Удинского острога вообще много чего непонятного. Надо изучать рукописи, говорят, что тот год, который официально принят как дата основания Верхнеудинска, был указан неправильно. Что касается обоо, то действительно в районе Батарейки было место поклонения.

Обычно в то время люди в качестве таких мест выбирали возвышенности, холмы. Тем более наш город – это место слияния крупных рек Уды и Селенги. На таком месте у наших предков должно было быть сакральное место.

- Немного о мистике. Есть ли в Бурятии «гиблые места», там, где часто случаются аварии, убийства и т.д.?

Понятия «гиблых мест» в шаманизме в принципе нет. Есть понятие «активное энергетическое место». Это местоположения, где издревле живут покровители той или иной местности, например, духи больших гор. Они, конечно, в Бурятии встречаются. Обычно проживание в таких местах нежелательно, возможен даже вред организму человека.

У нас в городе есть только геологические разломы, в которых повышены энергетические выбросы – это, к примеру, Верхняя Березовка и район возле перинатального центра. В прошлом такие места становились местом для молитв духам, люди приходили туда, чтобы попросить благосклонности покровителей.

- В последнее время вы стали частыми гостями в Европе, особенно в Германии. Чем вызван интерес Запада к шаманизму?

В Германии мы организовали представительство «Тэнгэри». Германцы отличаются от других европейцев тем, что у них осталось понятие о родоплеменной принадлежности человека. Они знают, к какому роду принадлежат, помнят старые традиции и обычаи. Европа – это огромный котел, где перемещалось множество народов, рас.

И поэтому культурная составляющая там очень размыта, не говоря уже о древних обычаях народов, исконно заселявших этот материк. Германия же сумела сохранить свою историческую идентичность, верность корням, своим предкам. Поэтому германцы проявляют такой интерес к язычеству, к традициям.

- По телевидению очень популярно шоу «Битва экстрасенсов». Как вы относитесь к тем людям, которые приходят на проект и объявляют себя шаманами?

Шаманизм – это прежде всего религия. К нам несколько раз обращались организаторы шоу, чтобы мы стали участниками или членами жюри, но мы отказались. Потому что если приглашать нас, то нужно звать представителей других религий: буддизма, христианства, иудаизма и т.д. Шаманские обряды – это таинство, это не шоу, не способ развлекать людей.

Люди с необычными способностями, будь то предсказание будущего, чтение мыслей или что-то подобное, встречались во всех мировых религиях. Это святые, учителя, пророки. И всегда для людей они были чем-то возвышенным, а не просто люди из шоу. Участие в таких программах вредно для любого человека, не только для шамана.

Это ведь сиюминутная слава, победители после окончания шоу предаются забвению, они потом никому не нужны. Я знаю некоторых из Бурятии, кто туда ездил. Потом пришлось этого человека вытаскивать из психдиспансера.

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.