Свято богородичный монастырь винновка. Село Винновка, Самарская обл. Там, где бьётся каменное сердце

В этом селе, если кто не знает, располагается замечательный Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Находится он напротив г. Новокуйбышевск, но на другой стороне Волги.
Добраться на машине из Самары можно за два часа. Ехать придется через Тольятти и Жигулевск. Либо на теплоходе за 2 с половиной часа и за 85 рублей. Было решено поехать именно на теплоходе, заодно и полюбоваться красотами.

Приключения начались... Ужасно опаздывали на теплоход, который уходит в 8.15. Да еще постоянно попадали на красный свет светофора. В кассе сказали, что теплоход ждет на первом причале. Отстояли очередь, а оказалось, что стоящий там теплоход едет в Ширяево (тоже крутое место, в ущелье Жигулевских гор, дом-музей Репина, где он написал знаменитую картину "Бурлаки на Волги")- совершенно противоположная сторона. Наш теплоход стоял по соседству и мы на него все же успели.
Отчаливаем... Самара с Волги очень красива!

По прибытии, теплоход стоит на причале два часа. Пристань в Винновке находится у самого монастыря, поэтому, как мы считали, времени погулять у нас вагон!
По ходу движения, теплоход делает несколько остановок: "Нижний пляж", "Шелехмет". В Винновке конечная, после уходит обратно.

База отдыха "Утес"

Но... мы проплываем МИМО!!!
Как так? В билете, в маршруте четко указано: ВИННОВКА!
Почему мимо плывем? Оказалось, что в Винновке они пока не останавливаются, останавливаются в соседнем селе Осиновка в пяти км ниже по течению. При этом в Винновке имеется хороший причал, а в Осиновке просто причалили к берегу...
Едущие с нами, подсказали, что по берегу Волги не пройдем, а можно добраться до трассы и там любой "тут же довезет"!
... Ок, пошли пешком, сначала в гору к селу, потом по селу, на жаре... Дошли до трассы, никто не останавливается, все едут семьей, друзьями, места в автомобиле нет. Пока шли, потратили около часа, прошли километра четыре и это только до самой трассы. В общем, приняли решение устроить пикничек на каком-то холме с видом на Волгу. А потом возвращаться в теплоходу. Легкий ветерок, тепло, бутики с колбасой и лимонадом, Волга...
На обратном пути, ради интереса, я решил рискнуть еще и попробовать остановить автомобиль. Удивительно, но первая же машина остановилась. Местный водитель из Осиновки, ехал на причал в Винновку, а потом обратно, но минут через 20-30. Обратно с ним мы не успевали, но у нас был небольшой запас времени, чтобы походить по монастырю и с кем-то поехать обратно.

местная живность

А на обратном пути, нам не хватило всего пары минут. Стоя на пригорке, запыхавшись от бега, мы наблюдали отходящий теплоход... Сегодня другого не было...

Юго-восточная часть Самарской луки, здесь плато Жигулёвского массива круто спускается вниз к берегу Волги. Со стороны реки изрезанная оврагами возвышенность, выглядит горной грядой, а называют эти горы по названиям ближних сёл, Шелехметьевскими, Винновскими, хотя все они представляют собой единый массив.

Такой вид открывается с вершины Лысой горы, являющейся оконечностью гряды Винновских гор, а внизу, в устье оврага виднеется село Винновка, туда и отправимся этим небольшим путешествием.


Возвышающиеся холмы, чередующиеся с оврагами, создают интересный рельеф местности.

Село Винновка одно из старейших поселений на Самарской Луке, расположено в широком устье Винновского оврага, основано в середине ХVII века.

Однако земли эти были обжиты задолго до основания села, так в окрестностях, неподалёку от села были найдены два древних селища, относящиеся к III - IV векам. Основано село было чувашами, впоследствии сюда, спасаясь от крепостничества пришли беглые русские крестьяне, в основном переселенцы с земель принадлежавших Троицко-Сергиевской Лавре. В прочем их не стали возвращать обратно, но всё же обязали платить монастырю подать. Жили здесь преимущественно занимаясь садоводством и винокурением, деревня славилась своими яблоками и производимыми из них самогоном, от того и овраг и протекающую по нему речку прозвали Винными, а саму деревню прежде называли Винная на Ключе.

Колорит и аутентичность деревни вот в таких дворах, их остаётся всё меньше в современной Винновке, вырастают коттеджи загородных дач и всё же ещё можно встретить такие старые дома создающие атмосферу настоящего деревенского шарма.

Ещё одной архитектурной достопримечательностью современной Винновки является Свято-Богородичный мужской монастырь. Заглянул и на его территорию.

Сердцем монастыря является вот эта церковь, вокруг неё и вырос монастырь.

Изначально церковь, построенная на средства прихожан, в 1770 году была деревянной, освещена во имя Казанской иконы Божией Матери. После её строительства селение перестает считаться деревней и приобретает статус села, а именуют его уже Богородское-Винновка. Во время пожара, случившемся в 1839 году, большая часть села сгорела, не пощадил он и деревянную церковь. Спустя три года в мае 1842 по распоряжению владелицы этих мест графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской начинаются работы по возведению новой, уже каменной церкви. Однако годом спустя графиня продаёт земли удельному ведомству и работы по строительству приостанавливаются. Только спустя пять лет они возобновятся, а строительство ведется уже на средства собранные крестьянской общиной села. И вот в 1851 году Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был окончательно достроен и освящён.

В годы Советской власти не обошла участи большинства храмов, что закрывались повсеместно, церковь была разграблена, здание пытались взорвать, но оно чудом уцелело. Позже в здании церкви располагалось зернохранилище, хлев.

В начале двухтысячных начались работы по восстановлению церкви, а вокруг неё был возведен мужской монастырь. Осмотреть её внутреннее убранство, к сожалению, не представилось возможности. На момент посещения её двери были закрыты.

Прогулявшись по территории монастыря, спускаюсь к берегу Волги, на осмотр окрестностей времени остается совсем немного.

Там, где бьётся каменное сердце

Первое письменное упоминание – 1672 год

Казённая деревня Винновка, согласно описанию дворцовых сёл Самарской губернии 1672 года, ничем не выделялась из множества других поселений этого края. Но за сухой официальной записью скрывается удивительная история и волшебные предания.

Это место на высоком правом берегу Волги было населено людьми уже как минимум в IV веке до нашей эры. Близ современной пристани Винновки у выступающего над Волгой утёса Каменная Коза археологами было обнаружено древнейшее поселение, укреплённое валами и рвами. Так население защищалось от диких кочевников, и следы этих защитных сооружений видны до сих пор. Затем вся территория попала под влияние Волжских булгар, и, очевидно, татар, а в середине XVII веке здесь возникла чувашская деревня.

В XVIII веке в деревне произошло довольно необычное социальное явление: к чувашам прибыло несколько десятков беглых русских крестьян . В основном они принадлежали Троице-Сергиевой лавре и спасались от усилившегося крепостничества и «недороду» -- голода. Несмотря на законы, ужесточающие наказания за бегство крепостных, монахи репрессий чинить не стали, но обязали крестьян по-прежнему платить подать лавре.

Так и сформировалось русско-чувашское поселение, которое в те годы носило название Винная-на-ключе. Имя деревни говорит само за себя: беглые крестьяне были достаточно ограничены в способах заработка, поэтому занимались преимущественно садоводством и винокурением. Винновка славилась своими яблоками и производимым из них самогоном, так что даже речка, протекавшая по местному оврагу, называлась Винная.

Положение казённых или государственных крестьян, по сравнению с крепостными, было легче. По крайней мере, они могли выступать в суде наряду с другими свободными гражданами и пытаться отстаивать свои права. Винновка не имела помещика, а беглые крестьяне платили дань монастырю, который находился далеко и не посылал своего надсмотрщика. Можно сказать, что в деревне царил дух свободы, пока к власти не пришла императрица Екатерина II.

Она провела секуляризацию церковных земель в 1764 году и перевела часть имущества монастырей в государственную казну. Так крестьяне, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре, оказались в ведении государства, а в 1768 году превратились в крепостных. Пожалованы они были графскому роду Орловых, фаворитов Екатерины и великих полководцев.

В 1770 году на деньги прихожан в Винновке была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, и деревня, превратившаяся в село, стала именоваться Богородское-Винновка. Впрочем, местные языческие предания тоже были сильны. И одно из них – о хозяйке Самарской Луки – самой большой излучины Волги. Сегодня там находится заповедник, который входит в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата ЮНЕСКО.

Наши современники уверяют, что из космоса на карте Самарской Луки отчётливо просматривается силуэт привлекательной женщины в меховой шубке и варежках. А её сердце расположено в 4 километрах севернее от Винновки, там, где в овраге находится прямоугольная скала. Жители говорят, что каменное сердце иногда бьётся по-настоящему.

Впрочем, своя хозяйка у Винновки действительно была. Ею оказалась дочь победителя Чесменского сражения в войне с Турцией Алексея Орлова-Чесменского. Анна Алексеевна, блестяще образованная дама, камер-фрейлина двора и русская миллионерша была удивительной фигурой для своего времени. Ведя интенсивную светскую жизнь, она не оставляла свои духовные искания и потратила на церковную благотворительность во всей России и за рубежом порядка 25 миллионов рублей. Сумма, невероятная даже по нынешним временам.

В 1839 году при ней в селе Винновка случился пожар, который уничтожил, в том числе, и деревянную церковь. Анна Алексеевна заложила новый каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери в стиле европейского и московского барокко. Но в 1843 году она продала село удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. Великая крепостница, Анна Алексеевна не признавала этого позорного права одних людей над другими, и её самарские крестьяне снова стали казёнными. Они получили определённую свободу, которая окончательно оформилась в эпоху Великих реформ в 1861 году.

Из-за продажи имения графиня не смогла достроить церковь, но благодарные жители сами собрали все необходимые средства. Кстати, среди них уже было много крещёных чувашей, которые приняли христианскую веру благодаря просветительской деятельности Анны Алексеевны в своих волжских владениях.

Казанская церковь стала лучшим памятником своей благотворительнице – в 30-е гг XX века её несколько раз пытались взорвать, но всякий раз неведомые силы мешали этому варварскому акту. В итоге в 2006 году на территории села Винновка вокруг Казанского храма возник Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

Именно он своей великолепной архитектурой, схожей с пропорциями средневековой крепости, встречает гостей, прибывающих по реке, и является главной и самой прекрасной достопримечательностью современного села. Поистине, сердце хозяйки по-прежнему бьётся в Винновке.

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.