Библия онлайн. Откровение Иоанна Апокалипсисы и пророчества

14 глава упреждает события 15й: показывает подготовку Земли к выливанию семи чаш гнева Божия на Землю. К этому времени с Земли следует " убрать " в закрома Бога всех, кого Он пожелает видеть в новом мире, эту " уборку " /завершающую жатву от посева слова Бога в этом веке - и показывает глава. Этот процесс описывает и Мтф.24:29-31,40 (сначала собираются соправители Христа на небо, затем - сортируется остаток живущих на пригодных для нового мира или оставленных для Армагеддона).

Начинается она с описания стоящих на горе Сион соправителей Христа. Как они туда попали ? В процессе жатвы.
Жатва помогает собрать, в первую очередь, соправителей Христа в первом воскресении (Мтф.24:29-31), образно – «пшеницу» в небесные «закрома» Бога, в результате чего они, как первенцы или первый плод духовного урожая, смогут стоять в полном составе со Христом на небесной горе Сион (Кор.15:52,1Фессал.4:16,17; Откр.11:15;14:1,20:6)
А чуть позже - для точила гнева Божия обрежется негодный «виноград»: это все нечестивые земли, как из народа Бога, так и остальные из «тьмы внешней».

М ежду жатвой пшеницы и сбором винограда в буквальном смысле - проходило достаточно времени, чтобы и другие полезные зерновые культуры, например, кукуруза, были собраны: в Израиле жатву проводили во 2м месяце, а виноград собирали в 7м.
В духовном смысле, как показывает глава, будет то же самое:
после сбора 144000/пшеницы и до срезания плохого
" винограда " - пройдёт достаточно немало времени. За это время успеет "c озреть" духовная "кукуруза": к ним относятся все люди, раскаявшиеся в периоде между вознесением церкви первенцев и обрезанием нечестивого " винограда " . Они успеют умереть в Господе до Армагеддона, и таким образом - тоже сохранятся для нового мира (см. Мтф.24:40 ; Откр.14:1,13; 11:13).

В результате " жатвы " к периоду выливания чаш гнева Иеговы будут собраны в закрома памяти Бога все, кого Бог пожелает видеть в новом мире, а на земле останется только плохой " виноград " . Таким образом земля будет готова к Армагеддону: к уничтожению навеки всех «козлов», существующих во время конца мира сатаны (Мтф.25:41).
14:1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи,
Агнец - это Иисус Христос. Как помним, в момент звучания последней 7й трубы начнётся первое воскресение (Кор.15:52; Откр.11:15) Поэтому все 144000 соправителей Христа попадут к нему на небесный «Сион» (встреча Христа с церковью первенцев, как известно, состоится на небесах, 1Фессал.4:16,17)

Гору Сион в земном мироустройстве отождествляли с городом Иерусалимом (Иерусалим назван "дщерью Сиона", 4Цар 19:21; Ис 1:8; Зах 9:9 и др.), где находился храм Бога (Его образное место обитания). Поэтому земной Иерусалим Иисус Христос назвал городом великого Царя, Бога Вседержителя (Мтф.5:35).
Другими словами, все соправители Христа попадут в небесный Иерусалим - так называемое истинное место пребывания Бога, Христа Его и всех остальных небожителей, как написано:
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (Евр.12:22).
Итак, всем соправителям надлежит влиться в огромную небесную семью Бога -
с момента своего воскрешения и сбора на небесах.

у которых имя Отца Его написано на челах Перед тем, как всем 144 000 явиться на небеса - на земле они были образно отмечены печатью Бога в качестве рабов своих (Откр.7:3). Согласно этого текста - они будут отмечены не именем Иисуса Христа, а именем Иеговы, Отца Иисуса. То есть, пока они жили на земле - каждый из них поклонялся Иегове Богу, признавая главой над собой - главу христианского собрания, Агнца – Иисуса Христа, закланного за них.
Имя «печати» 144 000 соправителей означает «христиане, поклоняющиеся Иегове».

14:2,3 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома;.
Здесь снова видению сопутствуют шум голосов как множества вод и звук сильного грома (4:5; 11:19; 16:18; 19:6). Такие шумовые сопровождения говорят о Божьем присутствии и о том, что всё происходящее - происходит по Его благоволению и с Его ведома.

услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами;

Тот же самый момент показан и в Откр.15:2,3 - с некоторыми уточнениями:
2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии (то есть, соправители Христа)
3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
То есть, 144 000 соправителей Христа воспевают в тронном зале Иеговы перед Ним и всей Его командой духовных помощников (см. Откр.4:2-4, 6)

и никто не мог научиться (усвоить, Стронг) сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли
Эту новую для небожителей песнь до сих пор никто не пел, не слышал и не мог усвоить: только соправители Христа, прошедшие в человеческом теле все испытания тягот земного несовершенства, смогли на себе прочувствовать, что для них означает смысл песни Моисея о великих и чудных делах Бога Иеговы для человечества.
Они не поклонились зверю дьявола и самому дьяволу в любых его проявлениях, они достигли духовной святости, будучи в несовершенных телах: небожителям, бывшим духами изначально от своего появления на свет Божий - невозможно постичь такой путь прохождения через духовные чудеса Бога. Потому и песнь для них, исходящая от соправителей Христа – была нова и трудна для усвоения.

14:4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу , (как ПЕРВЕНЦЫ Бога и Агнца, как начаток или первый плод - другие переводы).

144000 - это церковь первенцев (Евр.12:23), первый плод деятельности Иеговы и Христа Его в "обработке нивы" потомков Адама, это - первый духовный "урожай" людей, собранный Иеговой и Христом Его для вечной жизни; им предстоит жить с Христом на небесах в качестве его соправителей и священников Иеговы (Откр.20:6, в конце 1000лет будет собран второй духовный урожай людей, которые будут жить вечно на Земле, Мтф.5:5; Откр.21:3,4).

Упоминание о девственности всех 144000 соправителей Христа, в точности и послушно следующих по следам Агнца - образное: например, апостол Пётр, коему надлежит занять место в группе небесных соправителей Христа – был, женат (Мрк 1:30;Лк.22:28-30, Фил.3:20).

Во 2Кор. 11:2 вся церковь первенцев/помазанников уподобляется "чистой деве" или девственнице, несмотря на то, что она составляется как женщинами, так и мужчинами, как семейными, так и нет. То есть, здесь речь идёт о нравственной и духовной непорочности: они не осквернились изменой Богу и Христу Его – с другими «богами» и кумирами человеческими, они сохранили им верность в любых испытаниях, с которыми пришлось столкнуться как благовестникам и сподвижникам истинного христианства.

14:5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
Они не брали пример с лже-апостолов, «лукавых делателей» с лукавым языком, лестью привлекающих к себе, а не к Богу; они не изображали из себя ангелов света - но были таковыми по истине; они трудились в деле Господнем изо всех сил и стараний своих, преподавали слово истины верно и светили как чада Божии, истинным духовным светом (1Кор.11:13, 2Тим.2:15, Флп.2:15). Потому они и непорочны в глазах Бога: искупление Христово омыло их от порока Адамова, а сами они потрудились в борьбе с греховными наклонностями, потому и смогли достичь духовной непорочности ещё в этом веке.

14:6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
Ангелы помогают служителям Бога на земле исполнять Его поручения (Евр.1:14). В этом периоде времени, когда все соправители будут собраны на небесах - тем не менее, проповедническая задача на земле будет выполняться.
Во-первых, как сказано в Мтф.24:14 - попытки пробудить совесть человеческую к покаянию и признанию Бога будут предприниматься Отцом Небесным до последнего момента. Во-вторых, в это время на земле будет кому нести Божье слово в массы: от знамения воскресения последних пророков, как помним, опомнятся 9/10 частей «города Иерусалима-Содома» (правителей в народе Бога), воздав Ему славу (Откр.11;12,13). На них и будет возложена миссия продолжения дела последних.

14:7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
Даже в этом периоде на земле после убийства последних пророков Бог ещё даст шанс людям обратиться от злых путей своих и воздать Ему славу - сообщением о том, что наступили суды Бога (время дать справедливое воздаяние как святым и боящимся Его имени, так и нечестивым, Откр.11:18)Ясно, что не сами ангелы в буквальном смысле будут на земле говорить об этом, а те служители Бога, кто относится к "прочим от семени" (см. Откр.12:17 , кто подхватит дело последних пророков Бога): в этом им будут помогать ангелы.

И немного о часе судебном: в результате наступления справедливого суда Божия – святые уже попали в Божьи обители в качестве соправителей Христа, но и у остальных ещё есть шанс раскаяться и избежать гибели в Армагеддоне.
В этот момент, когда все 144000 собраны на небесах, настал час суда Иеговы: в процессе обсуждения вышних идёт разделение на овец и козлов для тех людей, кто при жизни 144000 столкнулся с меньшими братьями Христа (с будущими соправителями, Мтф.25:31-46). Именно в этот период времени будет решаться, попадут умершие к этому времени и живущие в этом периоде - как из народа Бога, так и вне его.

14:8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
Кроме вести о возможности спастись от гибели в Армагеддоне - будет звучать сообщение о предстоящем падении Вавилона: падение Вавилона - это также часть исполнения приговоров суда Божиего, его падение входит в намерение Бога.
Ангел глазами пророка уже ясно видит его падение, хотя по пророчеству падение Вавилона ожидается в скором будущем: шестая чаша гнева уничтожит систему правления «Вавилона», осушив воды духовного «Евфрата» - всего, что защищало и поддерживало этот «город» (Откр.16:12).
В результате - путь царям Иеговы (Иисусу и его соправителям) в «Вавилон» будет готов, чтобы уничтожить век сатаны в Армагеддоне вместе с нечестивыми царями земли и духами злобы.

Позже, в Откр. 17 и 18 будут показаны подробности гибели Вавилона сатаны от выливания 6й чаши (какой-то другой чаши для него не будет): от несогласованности 10ти царей – мироправителей падёт вся система нечестивых законов, связей и объединений, поддерживающих систему правления века сего (Откр. 17:16, 18 гл). Подробнее о падении Вавилона будет разбираться в главах 17 и 18.

Весть о его падении будет звучать предупреждающе: приговор Вавилону вынесен, и все, кто не выйдет из него в срочном порядке - могут подвергнуться одной участи с ним (Откр.18:4, подробнее смысл выхода из Вавилона будет разбираться в Откр.18)

14:9-11 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Третье содержимое вести, распространяемой на земле после вознесения на небеса церкви первенцев – будет касаться предупреждения тем, кто поклонится вышедшему из бездны зверю: поскольку на этот момент зверь (последний царь северный) станет главным "героем" повествования Откровения и истории человечества (он притеснит народ Иеговы, убьёт последних пророков и будет вести войну с царём южным, Откр.11:7; 13:7-10; Дан.7:25; 11:40-45) - эта весть будет касаться всех, кто сделает зверя своим кумиром и примет навязанные им ценности (см. Откр.13 ). Их ожидает вечная гибель в "озере огненном", символизирующим геенну (мусорную свалку за Иерусалимом в В.З.) и означающим гибель навеки (что постоянно горит, как мусор на свалке, тому нет возрождения к жизни, см. также Откр.20:10).
Сообщения о вечном дыме мучений для поклоняющихся зверю и всех любителей воздвигать для себя видимых кумиров - образно показывают, что такого рода людей более вовеки не будет в мироздании Божием.

14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
Этими предупреждениями все из исполняющих заповеди Бога и верных Иисусу, кто остаётся на земле в этом периоде - призываются к такой же стойкости и терпению святых Всевышнего, какие были у остатка соправителей.

После того, как остаток соправителей Христа уйдёт на небеса - на Земле будет нелегко сохранять стойкость в вере: в условиях правления в храме Бога беззаконника и на фоне всеобщей агонии хаоса века сего на Земле создадутся тяжёлые экономические и социальные условия, мир неизбежно будет идти к гуманитарной катастрофе (к состоянию общества, характеризующемуся угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, эпидемий и насилия в отношении мирного населения). Выстоять в вере в этот период будет крайне сложно. Но, тем не менее, Бог даст ещё одну возможность людям этого периода раскаяться и обратиться к Нему.

14:13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
С момента вознесения соправителей на небеса (отныне ) - всем, кто в последующем периоде сможет всё-таки претерпеть до конца в вере и умереть, не отрекаясь от Господа - можно сказать, крупно повезёт: времена будут настолько тяжёлыми, что умершим будет лучше, чем живым , а у умерших в Господе будет надежда на воскресение в тысячелетии Христа.
Как мы упомянули в начале разбора главы - между жатвой " пшеницы " и сбором плохого " винограда " пройдёт достаточно времени, чтобы была собрана и та духовная "" кукуруза " , кто сможет раскаяться в этом периоде и обратиться к Богу.

Напомним из Откр.12:12 после гибели остатка соправителей, воцарения Христа, вознесения 144000 и сбрасывания дьявола на землю - до Армагеддона останется ещё какое-то время лет, примерно столько же, сколько прошло с момента убийства Христа до «мини» Армагеддона для Иудеи в 1 веке (40 лет).
За это время остаток живущих на земле успеет определиться в своём выборе и умереть в Господе, если, конечно, будет сделан именно этот выбор.

14:14-20 В этих текстах показано образное описание картины подготовки земли к Армагеддону: метафора, предшествующая выливанию семи чаш гнева Вседержителя на землю и приведшая всех соправителей на небеса ко Христу на гору Сион. Она подготавливает к тому, что ожидать от кончины века сего. Об этой жатве говорил Иисус, как о сборе урожая (подведения итогов суда) - при завершении этой системы вещей (Мтф.13:37-43 ).

В Израиле в связи со сбором урожая отмечали два праздника: сбор злаковых (первый ранний урожай пшеницы) и сбор всего остального урожая с гумна и с точила, то есть, когда был выжат виноградный сок самого позднего плода – винограда (последний поздний урожай, Исх.23:16, Второз.16:9-13). После сбора двух урожаев Израиль переходил в состояние зимнего «покоя».
То есть, это видение о жатве образно показывает картину окончания века сего в виде «сбора» двух духовных урожаев: первого и последнего.
Разберём подробнее каждый из этих текстов:

14:14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
В Откр.1:13 Иисус Христос назван «подобным сыну человеческому». Сыном человеческим Писание называет Иисуса Христа неоднократно (Мтф. 8:20; 9:6; 11:19; 12:8,32; 13:41 и т.д). Золотой венец (не царская диадема) говорит о победителе мира сего и дьявола - из рода человеческого. То есть, здесь показан Иисус Христос с серпом для жатвы «злаковых».

14:15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке:
Как помним, с момента воцарения Христа ковчег завета открылся на небесах (Откр.11:19). То есть, Святое-Святых, названное здесь «храмом»-наос, является обителью для всех святых ангелов Бога. Факт, что ангел выходит из храма подсказывает, что он действует в согласии с замыслом Бога.

пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
Жатва, как пояснял Иисус своим ученикам ранее – это кончина века сего (Мтф.13:39). Метафорично она показана в виде сбора двух урожаев: в результате кончины века сего (жатвы) вся земля будет готова к вступлению в новый мир Бога.

Первая жатва – это время сбора первого урожая.
Время жатвы в данном случае, когда «жать» будет воскресший Иисус Христос – это время сбора первого духовного урожая: к этому моменту «пшеница», которой надлежит быть собранной с земли на небеса – созрела (полностью готова к сбору). Как помним, все 144 000 претендентов в соправители Христа к этому времени «убиты» одинаково: за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, включая последний остаток (Откр.6:9,11; 11:2-7)

То есть, здесь образно показано, как исполнится текст из 1Фессал.4:16,17 о «походе» Иисуса Христа за своими соправителями. Иисус Христос, образно сойдя с небес, будет «собирать» к себе с земли на небеса всю «созревшую пшеницу»: всех своих соправителей, «набравших» на земле все необходимые качества духовной зрелости святых (Мтф.13:38,39).

14:16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
«Сбор» первого духовного урожая проявится первым воскресением: все участники первого воскресения будут «срезаны» с земли (пожаты) и собраны в небесные «закрома» Бога в качестве соправителей Христа (Откр. 20:6; Мтф.24:29-31).
Именно поэтому в начале главы мы видим картину 144 000 соправителей Христа, собранных к нему на небесную гору Сион. Метафора о жатве пшеницы показывает, каким образом это произошло.

14:17,18 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

Два других ангела, выходящие от храма и жертвенника пред Богом (Откр.9:13) – также подсказывают об исполнении воли Бога.
Здесь показана картина сбора винограда на земле (последнего духовного урожая). Все «ягоды» винограда созрели и готовы для дальнейшего использования. Они представляют всех остальных жителей Земли, живущих перед Армагеддоном - кроме соправителей Христа.

14:19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
Как видим, в этом периоде не нашлось ни одной «ягоды», которая не была бы брошена в точило гнева Божия: все до единого человека в этом периоде с точки зрения Иеговы являются плохими «ягодами» заслуживают наказания. Следующий текст показывает – какого именно:

14:20 И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. (примерно на 300 км.)
Здесь показана картина итогового суда над нечестивыми Земли в Армагеддоне: та самая жатва, которой Иисус обозначил конец века сего (Матф.13:39, правления сатаны). В результате процесса жатвы, открывающегося сбором злаковых (пшеницей, 144000, Откр.14:1) и заканчивающегося сбором самой поздней культуры, винограда (как было в Израиле, Исх.22:29) - в закрома Бога будут собраны все, кого Он пожелает видеть в Своём мире: небесные (144000), земные, которым надлежит воскреснуть в Миллениуме (Откр.14:13, промежуточная "культура" между созреванием "пшеницы" и "винограда", см. начало разбора главы); а также - те земные, кому надлежит быть истоптанными в точиле гнева Бога с апогеем в Армагеддоне (плохой виноград).

За городом : точила для изготовления вина располагались в сельской местности, за пределами городов. Так как данная глава показывает гору Сион (Откр.14:1) - город, о котором идёт здесь речь - это Иерусалим (на горе Сион располагался Иерусалим). Но поскольку гора Сион, на которой стоят Иисус и 144000 - это небесная "гора" (символически так обозначен небесный "Иерусалим") - здесь показана мысль, что весь плохой виноград будет истоптан на Земле в Армагеддоне - за пределами небесного Иерусалима : те, кто в городе - к плохому винограду не относятся и поэтому "истоптаны" не будут.

Картина суда над нечестивыми Земли в Армагеддоне похоже на кровавое месиво: при помощи этого образа Бог показывает, что все земные ягоды» этого периода (к концу жатвы), кроме соправителей Христа, будут уничтожены в точиле гнева Божиего.
Как видим, не будет среди них ни одного, кто переживёт Армагеддон. Только соправители Христа смогут пережить его в том смысле, что будут видеть это событие с высоты небес.

Само «точило» гнева будет представлено ниже, в 16й главе: Бог его «подготовил» в виде семи чаш гнева. А "топтать" точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя будет Иисус Христос (Откр.19:15 ) .

То есть, кончина века сего не свершится в один день: она будет длиться какое-то время - до тех пор, пока все "годные плоды" будут собраны смертью (Откр.14:13); а все негодные «ягоды» кончины века сего - не пройдут через определённые наказания, вплоть до уничтожения в Армагеддоне.

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

Следующее видение Иоанна начинается с того, что победоносный Агнец стоит на горе Сионе и с Ним те 144.000, о которых мы читали в главе 7, и у всех них на челе написано Его имя и имя Отца Его. Мы уже касались проблемы знака его значения, но придется обратиться к этому еще раз. В античном мире знак на челе человека мог иметь, по крайней мере, пять значений.

1. Он мог символизировать собственность. Часто на теле раба выжигали имя его хозяина, как нынче клеймят овец и скот на фермах Америки. Все те, которые стоят с Агнцем, принадлежат Богу.2. Он мог символизировать верность. Воины иногда выжигали на руке имя любимого своего военачальника, за которым они были готовы идти в любую битву. Стоящие с Агнцем — ветераны, доказавшие свою верность.

3. Он мог символизировать надежность, защиту. Сохранился любопытный папирус третьего или четвертого века, письмо написанное сыном отцу своему Аполлону. Времена были тяжелые и опасные, а отец и сын разлучены. Сын посылает приветствия и наилучшие пожелания и потом продолжает: «Я уже раньше говорил тебе о моей печали в связи с тем, что тебя нет среди нас, и о моих опасениях, что с тобой могло случиться что-то ужасное, а потому мы и не сможем найти твоего тела. Мне часто хотелось сказать тебе, что учитывая опасности времени, я хотел пометить тебя знаком» (П. Окси. 680). Сын хотел пометить своего отца знаком, чтобы обеспечить его защиту. Те, которые стоят с Агнцем, помечены охранным знаком и в жизни и в смерти.

4. Он мог символизировать зависимость. Приводят такой пример из нравов Аравии, где у вождей крупных племен были покорные, полностью зависящие от них клиенты, и шейхи часто ставили на них то же клеймо, что и на верблюдах, чтобы показать, что они зависят от него. Те, которые стоят с Агнцем, полностью зависят от Его любви.

5. Он может символизировать безопасность. Набожные люди обычно носили на себе знак своего бога. Иногда это оборачивалось очень большой жестокостью. У греческого историка Плутарха есть рассказ о том, что после страшного поражения, которое афиняне под командованием Никия потерпели в Сицилии, сицилийцы поставили всем пленным на лбу клеймо в виде скачущей лошади, эмблемы Сицилии (Плутарх: «Никий», 29). В Третьей книге Маккавеев рассказывается о том, что египетский фараон Птолемей 1& приказал «иудеев всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая на теле знак Диониса — лист плюща» (3 Макк. 2,20.21).

Это ужасные примеры, но есть и другие. Сирийцы всегда украшали запястья и шеи татуировкой со " знаком их бога. Но есть еще более близкий пример. Греческий историк Геродот (2,113) рассказывает, что в дельте Нила был храм Гераклу, имевший право давать убежище. Любой преступник — раб или свободный, — был там свободен от преследования и мести. Когда такой беглец достигал храм, его клеймили определенными священными символами, в знак того, что он отдал себя в руки бога, и что больше никто не может тронуть его. Это были символы совершенной безопасности. Те, которые стоят с Агнцем, предали себя милосердию Божию в Иисусе Христе и теперь им ничто не грозит вовеки.

Откровение 14:2.3 Песнь, которую могли выучить только принадлежащие Богу

Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

Этот отрывок начинается прекрасным описанием голоса Божьего.

1. Он подобен шуму множества вод. Здесь Иоанн нам снова напоминает о силе голоса Божьего, потому что ничто не может сравниться с гулом водяных валов, обрушивающихся на берега океанов и на скалы.

2. Он подобен звуку сильного грома. Здесь Иоанн напоминает о ясности и четкости голоса Божьего. Удар грома услышан всеми.

3. Он подобен звуку гуслей. Это указывает на мелодичность голоса Божьего. В Его голосе нежная доброта сладкой музыки, которая может успокоить тревожное сердце.

Стоявшие с Агнцем пели песнь, которую могли выучить только они. Эта истина проходит через всю жизнь; чтобы выучить определенную вещь, человек должен иметь определенные отличительные черты. Те, которые стоят с Агнцем, были способны выучить новую песнь, потому что они обрели определенный опыт.

а) Они страдали. Некоторым вещам могут научить только скорбь и горе. Кто-то из поэтов сказал: «Мы познаем в страданиях то, чему учим в песнях». Скорбь и страдания могут вызвать у человека негодование, но они могут дать ему веру, покой и новую песнь.

б) Они сохраняли верность. С годами предводитель сближается со своими верными последователями, а они с ним; и тогда он может научить их тому, что никогда не смогут познать неверные и непостоянные последователи.

в) Другими словами, можно сказать, что те, которые стоят с Агнцем, достигли устойчивого прогресса в их духовном развитии. Имеющего хороший опыт ученика можно научить более сложным и трудным вещам, чем новичка. И Иисус Христос может открыть большие сокровища мудрости тем, кто каждый день врастает в Него. Многим как раз не хватает постоянства в христианстве.

Откровение 14:4а Возлюбленные Богом

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники

Мы рассмотрим этот маленький отрывок — всего полстиха, — отдельно, потому что это одна из самых трудных фраз в Откровении и крайне важно уяснить себе ее смысл. Здесь говорится о незапятнанной чистоте тех, которые стоят с Агнцем. Но в чем заключается эта чистота?

1. Имеются ли здесь в виду те, которые сохранили чистоту в сфере половых отношений? Но едва ли имеется в виду это, потому что речь идет не просто о непорочных и неоскверненных, а о девственниках, то есть о тех, кто вообще не знал половых отношений.

2. Или же здесь имеются в виду, которые сохранили себя от духовного блуда, то есть от неверности Иисусу Христу? В Ветхом Завете неоднократно говорится о том, что народ Израиля блудодействовал вслед богов чужих (Исх. 34,15; Втор. 31,16; Суд. 2,17; 8,27.33; Ос. 9,21). Но складывается впечатление, что здесь это не метафора.

3. Может быть, имеются в виду те, которые дали обет безбрачия? Церковь вскоре стала прославлять девственность и стала считать, что высоты христианской жизни доступны лишь тем, кто вовсе отказался от брака. Гностики считали, что «брак и продолжение рода — от сатаны». Ученик Юстина, апологет христианства, а позже гностик, Тациан считал, что «брак — это разврат и блуд». Маркион создал особые церкви для безбрачных, куда был закрыт доступ всем остальным. Один из величайших отцов Церкви Ориген сам кастрировал себя, чтобы обеспечить себе вечную девственность. В «Деяниях Павла и Феклы» (11) Демас обвиняет Павла в том, что он «лишает молодых мужчин жен, а девушек — мужей, заявляя, что воскресение будет только для тех, кто останется девственным и сохранит плоть целомудренной». Сохранился протокол римского суда (Руинар: «Деяния мучеников», от 27 апреля, 304), в котором христиане охарактеризованы как «люди, которые обманывают глупых женщин, рассказывая им, чтобы они не выходили замуж и убеждая их принять обет нереальной непорочности». Именно эта атмосфера способствовала созданию монастырей и распространению точки зрения, что все связанное с половыми отношениями и телом есть зло.

Это не имеет ничего общего с новозаветным учением. Иисус прославил брак, заявив, что ради этого человек оставит отца и мать и будет столь близок с женою своею, что будут одна плоть, и предупредив, что человек не должен разлучать то, что сочетал Бог (Мат. 19,4-6). В своем зрелом учении и Павел прославлял брак, сравнивая отношения между Христом и Церковью с отношениями между мужем и женой (Еф. 5,22-33). Автор Послания к Евреям заявляет: «Брак у всех да будет честен» (Евр. 13,4).

Что же остается сказать об этом отрывке? Если говорить честно, то мы должны сделать вывод, что в нем превозносятся безбрачие и девственность и принижается брак. Этому есть два объяснения.

а) Возможно, что автор Откровения действительно и преднамеренно превозносил безбрачие и девственность; он, по-видимому, писал около 90 г., когда эта тенденция уже затронула Церковь. В таком случае нам придется поставить этот отрывок особняком, потому что в сравнении с остальным Новым Заветом, он не точно отражает христианскую этику.

б) Но можно истолковать его и по-другому. При переписывании Нового Завета писцы часто прибавляли от себя на полях замечания и комментарии для объяснения текста. Вполне возможно, что в более поздние времена какой-то писец захотел дать свое мнение, кто такие эти 144 000, и добавил на полях: «Это те, которые не осквернились с женами и остались девственниками». Это тем более вероятно, что позже многие из писцов были монахами. При копировании манускрипта комментарий на полях вполне мог оказаться включенным в текст, как это часто и имело место. Тогда это значит, что первая часть 14,4 не слова Иоанна, а комментарий писца.

Откровение 14:4б.5 Подражание Христу

Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,

И в устах их нет лукавства, они непорочны пред престолом Божиим

С Агнцем стоят те, которые идут с Ним туда, куда бы Он ни пошел. Самое простое определение христианина, это тот, кто следует за Иисусом Христом. «Иди за Мною» — сказал Иисус Филиппу (Иоан. 1,43) и Матфею (Мар. 2,14), богатому молодому человеку, который подбежал к Нему (Мар. 10,21), и безымянному ученику (Лук. 9,59). Когда Петр спросил Иисуса, что будет с Иоанном, Иисус ответил ему, что он не должен думать о других, а идти за Ним (Иоан. 21,19-22). Он оставил нам пример, говорит Петр, чтобы мы шли по следам Его (1 Пет. 2,21).

Иоанн дает им три характеристики.

1. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. В греческом тексте употреблено слово апархе, что действительно значит жертва начатков. Начатки были самой хорошей частью урожая; они символизировали приближающийся урожай и представляли собой символическое посвящение Богу всего урожая. Таким образом, лучшее, что может быть принесено в жертву Богу — это христианин; каждый христианин — это предвкушение и предвосхищение того момента, когда весь мир будет посвящен Богу, а христианин — это человек, посвятивший Богу свою жизнь.

2. В устах их нет лукавства. Это излюбленная в Писании фраза. «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства», — говорит псалмопевец (Пс. 31,2). Пророк Исаия так говорит о рабе Божием: «И не было лжи в устах его» (Ис. 53,9). Пророк Софония сказал об избранных остатках народа Израиля: «Не найдется в устах их языка коварного» (Соф. 3,13). Петр взял слова, сказанные о рабе Божием, и применил их к Иисусу: «Не было лести в устах Его» (1 Пет. 2,22). Это должно быть вполне понятно и каждому из нас. Иисусу, точно так же, как и нам, нужны честные и искренние друзья.

3. Они непорочны. В греческом употреблено слово амомос, специфичное слово для жертвоприношений. Им характеризуются животные, не имеющие ни малейшего изъяна, и потому пригодные для жертвы Богу. Интересно отметить, как часто это слово употребляется по отношению к христианину. Бог избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1,4; ср. Кол. 1,22). Церковь должна быть славною, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5,27). Петр говорит об Иисусе, как о непорочном и чистом агнце (1 Пет. 1,19). Мы получили жизнь, чтобы принести ее в жертву Богу, а то, что приносится в жертву Богу, должно быть без порока.

Далее идет видение трех ангелов; ангела призывающего воздать славу истинному Богу (14,6.7); ангела, предсказывающего гибель Рима (14,8); и ангела, предвещающего суд и гибель тех, кто отрекся от своей веры и воздал славу зверю (14,9-12).

Откровение 14:6.7 Призыв

И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;

Одним из признаков, предшествующих концу мира, является тот факт, что Евангелие будет проповедоваться по всей земле во свидетельство всем народам (Мат. 24,14). И вот оно, исполнение этого пророчества. Появляется ангел с благой вестью всякому племени и колену и языку и народу.

Ангел появляется с вечным Евангелием. Вечное в данном случае может значить, что оно будет иметь силу вечно, что даже в мире, стремительно идущем к своей гибели, его истина сохранит силу. Это может значить, что Евангелие существовало извечно. В великом хвалебном гимне в Послании к Римлянам Павел говорит об Иисусе Христе как об откровении тайны, о которой было умолчано от вечных времен (Рим. 14,24). Это может значить, что Евангелие было извечно предназначено людям Богом. Это может значить, что в Евангелии затрагиваются вечные истины.

Может показаться странным, что за ангелом с Евангелием непосредственно следует ангел, возвещающий гибель мира. Но ведь Евангелие звучит не одинаково для всех; это благая весть для тех, кто принимает его и осуждение для тех, кто отвергнет его. И осуждение тех, кто отрицает его, еще больше потому, что им была дана возможность принять его.

Интересны слова ангела. Он призывает поклониться Богу, Сотворившему небо и землю, море и источники вод. Это благовествование не носит специфически христианского характера; а оно является основой всякой религии. Оно полностью соответствует той благой вести, которую Павел и Варнава принесли жителям Листры, когда говорили, чтобы они «обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них» (Деян. 14,15). Английский богослов Суит называет это «призывом к сознанию темного язычества, еще неспособного оценить ничего другого».

Откровение 14:8 Падение Вавилона

И другой Ангел следовал за ним, говоря пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

Это пророчество гибели Рима. Во всем Откровении Рим называется Вавилоном. В древности пророки представляли себе Вавилон воплощением власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан-иудеев, Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима.

Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет автор Откровения, являются эхом слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона «Пал, пал Вавилон, — говорил Исаия, — и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21, -9). «Внезапно пал Вавилон, — говорил Иеремия, — и разбился» (Иер. 51,8).

Здесь сказано, что Вавилон напоил все народы яростным вином блуда своего. В этой фразе слились воедино две ветхозаветные идеи. В Иер. 51, 7 сказано о Вавилоне: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшего всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали». Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницей, спаивающая мужчину, чтобы совратить его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам. Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. А вторая картина — чаши гнева Божия. Иов говорит о порочном человеке: «Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя» (Иов. 21,20). Псалмопевец говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, полной смешения, что в руке у Господа (Пс. 74,9). Пророк Исаия говорит об Иерусалиме, который выпил из рук Господа чашу ярости Его (Ис. 51,17). Бог наставляет Иеремию взять из руки Его чашу с вином ярости Его и напоить из нее все народы (Иер. 25,15).

Можно перефразировать это и сказать, что Вавилон напоил народы вином, которое совращает людей к блудодеянию и влечет за собой гнев Божий.

А за всем этим стоит извечная истина, что народ или человек, которые оказывают дурное влияние, не избегут карающего гнева Божия.

Откровение 14:9-12 Гибель человека, отрекшегося от своего Господа

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,

Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем,

И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Уже предупреждены все о силе зверя и о начертаниях и знаках, которые зверь стремится поставить на людях (гл. 13). А теперь предупреждение тем, кто в эпоху испытаний изменит и собьется с пути истинного.

Замечательно, что это самое неистовое предупреждение из всех. Страшнее всех смертей и осуждений, говорит Откровение, смерть и осуждение за отступничество. Дело в том, что в тот момент Церковь боролась за самое свое существование. Чтобы Церковь могла пребывать, каждый христианин должен был быть готов встретить любые страдания и испытания, темницу и смерть. Если уступит каждый христианин, Церковь погибнет. И нынче каждый христианин все еще очень важен, но нынче он не всегда должен быть готовым умереть за нее, но он должен агитировать за нее своей хорошей жизнью.

Осуждение и гибель отступников представляется в самых ужасных картинах, какие только могли себе когда-либо представить люди на этой земле — в картинах гибели Содома и Гоморры. «Вот дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19,28). Иоанн вторит словам пророка Исаии, описывающего день мщения Господа: «И превратятся реки его (Едома) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою. Не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34,8-10).

Откровение 14:13 Верный остаток

После жутких пророчеств грядущих ужасов и страшных предупреждений неверным, идет милосердное обетование.

Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Идея смерти в Господе встречается в Новом Завете не один раз. Так, Павел говорит о мертвых во Христе (1 Фес. 4,16) и умерших во Христе (1 Кор. 15,18). Значение этих фраз таково: те, кто обрел свою смерть, тем не менее пребывают в единении со Христом. Все стремились разъединить человека с Христом, но величайшее ожидает тех, кто обрел свой конец, будучи нераздельным с возлюбленным своим Господом.

Им обещан покой. Они отдохнут от своих трудов. Покой слаще всего именно после напряженного труда.

Дела их идут вслед за ними. На первый взгляд может показаться, что Откровение проповедует спасение через дела.

Но надо подходить осторожно к тому, что Иоанн понимает под делами. Он говорит о делах Ефесян -труд и терпение (2,2); о делах Фиатирян — любовь, служение, вера, терпение (2,19). Под делами он имеет в виду характер. Он, в действительности, говорит: «Когда вы покидаете эту землю, вы можете взять с собой лишь себя. Если вы, придя к концу, все еще одно с Христом, вы возьмете с собой характер, проверенный и испытанный, подобный золоту; характер, в котором отражается Сам Христос; и, если вы возьмете с собой в потусторонний мир такой характер — вы блаженны».

Откровение 14:14-20 Жатва правосудия

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому, на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела

И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата

И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом

И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия

И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Глава заканчивается видением суда, нарисованном в хорошо знакомым иудеям картинах.

Видение начинается с картины победоносной фигуры подобного Сыну Человеческому, которая восходит в Дан. 7,13.14: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему».

Суд описан в символах жатвы. Когда пророк Иоиль хочет сказать, что суд близок, он говорит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил. 3,13). «Когда же созреет плод, — говорит Иисус, -немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах Иисус прибегает к картине жатвы, говоря о суде (Мат. 13,24-30.37-43).

В видении Иоанна суд представлен как сбор урожая винограда и точило — устройство для давления винограда, которое состоит из двух корыт, соединенных друг с другом лотком для стока. Корыта делаются из большого куска камня, или из обожженного кирпича. Виноград закладывали в корыто, которое находится несколько выше, и давили ногами, а сок стекал по лотку в нижнее корыто. В Ветхом Завете суд Божий часто сравнивается с давлением винограда. «Всех сильных моих Господь низложил среди меня… как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач. 1,15). «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои» (Ис. 63,3).

Таким образом, здесь суд обрисован в двух хорошо знакомых картинах урожая и точила. И к этому добавлена еще одна знакомая картина. Давление винограда будет происходить за пределами города, то есть Иерусалима. И в Ветхом Завете и в написанных между двумя Заветами книгах проходит мысль, что язычники будут приведены к Иерусалиму и там будет произведен над ними суд. У пророка Иоиля есть такая картина: все народы будут собраны в долину Иосафата и там Бог произведет над ними суд (Иоил. 3,2.12). У пророка Захарии тоже есть картина последнего приступа язычников на Иерусалиме, где и будет произведен последний суд (Зах. 14,1-4). В этом отрывке есть два трудных места. Во-первых, жатву совершает и подобный Сыну Человеческому и один ангел. В подобном Сыну Человеческому мы можем видеть Воскресшего и Победоносного Господа, собирающего жатву Своих людей, а ангел с острым серпом собирает жатву тех, кто будет осужден.

Далее, говорится, что кровь поднялась до уз конских и растеклась на тысячу шестьсот стадий. Этому еще никто не нашел сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Наиболее удовлетворительным является объяснение, что тысяча шестьсот стадий почти соответствуют протяженности Палестины с севера на юг, а это значит, что прилив суда перехлестнет через край и распространится на всю землю. В таком случае это будет символизировать полноту суда.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ (главы 14-15)

а. 144 000 на г оре Сион (14:1-5)

В главах 14 и 13 представлены новые события и подробности происходящего на небе и на земле - в преддверии последних кар - судов семи чаш гнева Божия (глава 16) и продолжающихся судов (главы 17 и 18).

Откр. 14:1-2 . Здесь мы снова встречаемся с теми 144 000 "запечатленных", о которых шла речь в 7 главе; Иоанн видит их вместе с Агнцем стоящими на горе Сион. Есть, в самом деле, разумное основание полагать, что это - те же самые 144 000, только "изображенные" в завершающий период времени великой скорби.

Видение "предвосхищает" триумф этих людей, переживших без вреда для себя страшное время кар Господних и, вот, дождавшихся возвращения Христа на землю. В отличие от многих других, эти не станут мучениками. Однако они не будут и единственными уцелевшими, так как немало других - язычников и евреев - обратятся при конце времен ко Христу и, избежав каким-то образом мученической кончины, удостоятся чести приветствовать Христа при Его возвращении.

В сцене, увиденной Иоанном, опять сопутствуют шум как бы множества вод и… звук сильного грома… и голос как бы гуслистов (арфистов)… О звуке грома говорится также в 4:5; 6:1; 8:5; 11:19; 16:18; 19:6.

Откр. 14:3-5 . Иоанн пишет: Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами… Нет уверенности, что поют именно эти 144 000; речь тут может идти о небесном хоре, возможно, о том множестве людей, одетых в белые одежды, о которых упоминается в Откр. 7:9-17. Однако нет основания рассматривать гору Сион как символ неба. "Хор" могли составлять и упомянутые 144 000 (Откр. 14:1), которые остались в живых до пришествия Христа, и, вот, находятся вместе с Ним в буквальном смысле на горе Сион.

Упоминание о том, что они не осквернилась с женами можно понимать и в "узком" смысле (в дни великой скорби они отрешились от нормальной семейной жизни или отказались от вступления в брак, чтобы изолировать себя от антихристианского мира) и одновременно в расширительном плане - как символ их духовной чистоты (сравните с символикой "девства" в 4-Цар. 19:21; Ис. 37:22; Иер. 18:13; 31:4,21; Плач. 2:13; Ам. 5:2). Во 2-Кор. 11:2 вся Церковь уподобляется "чистой деве", несмотря на то, что она составляется как женщинами, так и мужчинами.

Некоторые богословы полагают, что 144 000 - это евангелисты, которые будут жить в дни великой скорби. Однако в Писании не говорится, что они были проповедниками или пророками; лишь - об их чистоте и о том, что они не будут убиты, как многие другие. они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. И далее апостол Павел говорит, что Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. "Первенцы", возможно, означает, что эти евреи были первыми из своих соплеменников, обратившихся ко Христу при конце времен (Зах. 12:10; Рим. 11:15,26-27). Они названы непорочными, и, кроме того, о них говорится как о людях, которые в период торжества лжи не осквернили уста свои лукавством (т. е. ложно).

Повторим, что в целом этот раздел есть пророческое видение прославления, которого удостоятся 144 000 при возвращении Христа на землю.

б. Возвещенное тремя Ангелами (14:6-12)

Откр. 14:6-8 . Затем Иоанн видит Ангела, летящего по небу, который имеет вечное Евангелие. Ему поручено благовествовать всем остающимся в живых на земле. Из-за слов "Евангелие" и "благовествовать" некоторые полагают, что тут подразумевается проповедь спасения или благой вести относительно грядущего царства Божия.

Собственно, попытки пробудить совесть человеческую будут, очевидно, предприниматься Отцом Небесным до последнего момента, однако, из данного контекста следует, что здесь подразумевается весть не о спасении, а, напротив, о наступлении часа суда Его и осуждения. Поэтому и призывает Ангел: Убойтесь Бога и воздайте Ему славу! Так что "вечное Евангелие" скорее предстает тут вестью о справедливых карах Божиих в свете Его праведности.

За первым Ангелом следовал второй, провозглашая падение Вавилона, напоившего яростным вином блуда своего… все народы. (О Вавилоне толкование на главу 18.)

Откр. 14:9-12 . И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание па чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное (символ того, что грядущий на них гнев Божий не будет смягчен Его милосердием)… Другими словами, эти люди будут обречены бесконечным мучениям вместе с сатаною, ангелами его и другими неспасенными грешниками. О вечном характере их мук недвусмысленно сказано в стихе 11: и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью…

Те, которые останутся верными Иисусу и заповедям Божиим, призываются к терпению (стих 12; сравните 13:10).

Доктрина о вечном наказании, конечно, трудна для понимания; в среде либеральных богословов она непопулярна. И тем не менее. Библией утверждается именно эта доктрина. Причем в Откровении Иисус Христос и апостол Иоанн говорят на эту тему больше и определеннее, чем говорится об этом во всей остальной Библии.

в. О блаженстве верных Господу (14:13)

Откр. 14:13 . После страшного и торжественного заверения, произнесенного третьим Ангелом, Иоанн услышал голос с неба, который повелел ему записать то, что этот голос произнес: Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Этот стих часто относят ко всем верующим, однако из контекста явствует, что обещание блаженства дается тут тем, кто умрет в дни великой скорби. Для них смерть явится избавлением от гонений и мучений; посредством ее они войдут в славное присутствие Господа.

г. Возвещенное второй группой из трех Ангелов (14:14-20)

Откр. 14:14-16 . Иоанну далее было показано …светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Некоторые считают, что это - Ангел, однако, более вероятно, что здесь подразумевается Иисус Христос, Который в Священном Писании часто называется "Сыном Человеческим" (сравните 1:13). Только в Евангелии от Матфея он назван так более 25 раз (Матф. 8:20; 9:6; 11:19; 12:8,32; 13:41 и далее). Серп в руках "Сидящего на облаке" - орудие суда, что подтверждается словами трех следующих Ангелов (Откр. 14:15-20).

Ангел, "вышедший из храма", призвал Христа: Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. Здесь употреблено греческое слово ексерарнте. которое означает, "переспела", "начала увядать". И поверг сидящий… серп свой на землю, и земля была пожата, т. е. суд совершился.

Откр. 14:17-20 . И… вышел Ангел из небесного храма, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем (вероятно, по приказанию Божию, управляющий стихией огня), вышел от жертвенника… Вспомним, что именно от небесного жертвенника всесожжения возносили свою молитву об отмщении нечестивым, замучившим их, души праведников; в свете этого происходящее далее может быть воспринято как ответ на их молитву.

Итак, Ангел, "имеющий власть над огнем", воскликнул к тому Ангелу, который вышел из храма, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И, подчинившись, поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божья. И истоптаны были ягоды в точиле за городом (за пределами города; речь, по-видимому, идет об Иерусалиме).

В прежние времена сок из винограда выжимали в подготовленных для этого ямах, где виноград топтали ногами. Отсюда этот образ, который раскрывается в стихе 20: И истоптаны ягоды - и потекла кровь из точила даже до узд конских, на 1600 стадий (т. е. на 300 примерно километров). На 300 км. в округе Иерусалима совершится кровавая бойня - это место может быть понято буквально, однако невозможно представить себе, чтобы поток крови поднялся на такую высоту ("до узд конских"); здесь, видимо, метафора, выражающая масштабы бойни (сравните Ис. 63:1-3). Из других мест Писания (к примеру, из Откр. 16:14; Дан. 11:40-45) явствует, что перед вторым пришествием Христа на земле разразятся невиданного масштаба войны, и в данном случае речь, возможно, идет об одном из сражений того времени.

Взятая в целом, 14 глава Откровения подразумевает - с одной стороны - сохранение в дни великой скорби "запечатленных" Богом людей - в количестве 144 000 и "представляет" нам их; с другой стороны, в ней описуются ужасные суды, которые обрушатся на мир, отвергающий Христа и следующий за антихристом.

Богослов Уильям Келли видит в этой главе своего рода план основных событий последнего времени:

1) явление Богобоязненного остатка Израиля;

2) заключительное обращение к язычникам;

3) падение Вавилона;

4) обреченность поклоняющихся "зверю";

5) блаженство замученных святых;

7) излияние гнева Божия на нечестивый мир.

Статья тридцать девятая. Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской горе.


Под Агнцем нужно, без сомнения, разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живого. Сто сорок четыре тысячи указывают или на многоплодие апостольского семени, из коих Божественная благодать избрала в каждом двенадцать тысяч, то есть полный плод веры спасенных, или же девственников Нового Завета, как по внутреннему, так и по внешнему человеку, потому что в Ветхом Завете девственников было немного. Поэтому нужно отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен израильских, о девстве которых не говорилось. Лица их всех носят печать Божественного света, и поэтому кажутся страшными для погибших ангелов.


И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами.


Шум многих вод и грома и играющих на гуслях указывают на звучность и ясность песнопений святых, и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающей всю Церковь и собрание первородных, на небесах написанных, и как бы созвучием струн согласующейся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей. Эту песнь выучить не может никто, кроме них, ибо самое знание наше сообразуется с характером жизни наподобие того, как у людских слуг знание тайн их господ соответствует степени расположенности к ним и любви со стороны господ.


И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим.


Мы думаем, что эти после названных двадцати четырех старцев имеют преимущество пред другими, как приобретшие девством и незлобием языка и дел светлость добродетелей, за которую научены они новой песни. Песнь эта останется неизвестной для многих в жизни настоящей и будущей. Хотя тогда по упразднении несовершенного и настанет, по апостолу, совершенное знание (1Кор.13:10), но откровение тайн Божиих и тогда будет сообразно с настоящею жизнию, ибо мнози обители в дому Отца Моего (Ин.14:2), и звезда от звезды разнится во славе (1Кор.15:41), подобно тому как и в мучениях будет много различия. Пусть избавит от них нас всех Господь и сопричислит по благодати Своей к спасаемым, взирая не на множество грехов наших, но на щедроты Свои, по которым Он пришел на землю пролить за нас Свою честную Кровь, чтобы омыть пороки и скверны наши и чистыми привести к Отцу, с которым Ему, Начальнику нашего спасения и жизни, вместе с Животворящим Духом подобает слава и почитание ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья сороковая. Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда.


И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.


Средина неба указывает на высоту ангела и потом на то, что явившийся ангел - небесный и послан, чтобы возвести людей на небо и соединить тело Церкви со Христом - Главою Ее. Вечным Евангелие называется как предопределенное Богом от века. Бойтесь, говорит он, Бога и не страшитесь антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением, ибо близок Суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время.


Статья сорок первая. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона.


Вавилонам, по значению этого имени, называется смешение этого мира и житейской смуты; о нем говорится, что скоро падет или перестанет быть. Вино ярости любодеяний - помрачение ума от идолопоклонства или опьянение грехом, за которое Бог, по слову Псалмопевца, потребит всякого любодеющаго от Него (Пс.72:27). Окончательно же будет истреблен этот Вавилон с явлением горнего Иерусалима, с осуждением беззаконников на мучения.


Статья сорок вторая. Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста.


И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем.


Кто покорится звероподобному антихристу, последует его нечестивой жизни и на словах или на деле провозгласит его богом, о чем свидетельствует начертание на руке и челе, тот выпьет вместе с ним и чашу мучений, растворенную по праведному Суду и разбавленную не щедротами, а многоразличными наказаниями. Вино ярости означает наказание, как следствие вина нечестия, опьяняющего того, кто его пьет, ибо кто в чем согрешит, в том и получит наказание.


Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучимых или же дым от огня, в котором горят отпадшие. Дым восходит во веки веков - отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведных.


И не имут покоя день и нощь. День и ночь упоминаются не потому, что течение и будущего века будет соизмеряться по солнцу и грешники тогда не будут иметь покоя, но или сообразно настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что день означает вечную жизнь святых, а ночь - мучения грешных, которые достойно постигнут всех, изображавших в себе образ зверя своими диавольскими делами и хулением на Христа и написавших в сердце своем бесчестное имя зверя.


Не всех называет блаженными небесный голос, а только тех, которые, умертвив себя для мира, умирают в Господе, в теле своем носят мертвость Иисуса и состраждут со Христом. Для них оставление тела поистине является успокоением от трудов, и последствия подвигов - причина венцов и наград славы, превосходящих все, понесенное ими в борьбе с противными силами, ибо недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас , говорит апостол (Рим.8:18). Надеясь удостоиться такой славы, и мы непрестанно должны взывать к Богу: приклони сердца наши во свидения Твоя... отврати очи еже не видети суеты (Пс.118:36 -37), и не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2), но богатством щедрот Твоих призри на нас, ибо Тебе принадлежит милость и власть, и Царство, и сила, и слава Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья сорок третья. О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли.


Под облаком нужно понимать или чувственное облако, подобное тому, которое скрыло Господа Иисуса от очей апостолов, или ангельскую силу, которая называется так за свою чистоту и легкость, как говорит Псалмопевец: и взыде на херувимы и лете (Пс.17:11). Сидящий на облаке и подобный Сыну Человеческому - Христос. Венец на главе указывает на Его царскую власть над видимым и невидимым; он золотой , ибо это вещество высоко ценится у нас. Серп остр указывает на кончину мира, которую Сам Господь называет жатвою.


И вышел другой ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.


Великий глас этого ангела означает иносказательно моление всех сил небесных, желающих видеть прославление праведных и пресечение беззаконий грешников, чем отвергается все движимое и скоропреходящее и откроется твердое и вечное. Изсше трава земная - это указывает, что наступило конечное время, когда созревшее, подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать, шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц.


Статья сорок четвертая. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи.


И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.


Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс.124:3), и жилище их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь же грозда - вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение, управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит: всядеши на кони твоя (Авв.3:8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (Песн.1:8). Но можно понимать это и иначе. Так как прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть - усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в шестисотое лето Ноево потоплена была земля.


2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.