Конспект непосредственно образовательной деятельности по фгос. Ход непосредственно образовательной деятельности. Конспект непосредственно образовательной деятельности по фгос в области «познание»
Конспект НОД разработан в соответствии с ФГОС
Тема: «Сказочное путешествие» (интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Здоровье»).
Цель . Создание условий для развития познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
- создать условия для выражения детьми своего мнения (социально - коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика ).
Тип, и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип - комбинированный
Метод - словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма - фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря : слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.
Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (организационный момент) |
В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? |
Дети стоят в кругу. Ответы детей. |
Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей |
|
Вводная часть(мотивационный момент) |
Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания. |
Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать? В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть? |
Ответы детей. |
Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом? Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано? |
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами. Предположения детей. |
|||
Основная часть Проблемная ситуация: |
(Взрослый читает письмо ). |
Воспитатель: Дети, нас извещают, чтоодному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие. |
Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: “Путь в сказку”: один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять! (порядковый счёт до 5). |
Условия для развития, речевой активности. Условия для закрепления порядкового счёта. |
Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми. |
Воспитатель: - Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой - Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… |
Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера. Просмотр видеослайда. (Ответы детей) |
Условия для поддержки речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
|
Воспитатель: - Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться. Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу? |
Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения. (обсуждение сложившейся ситуации). Ответы детей. Дети предлагают свою помощь. |
|||
Художественное слово В сумочке лежит вещица. Та, что в дождик пригодится. Мы её достанем, Мокрыми не станем. Ничего, что дождь идёт: Есть у каждого свой. |
Загадка про зонтик |
Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя. Если вы правильно ответите, на слайде появится - картинка - правильный ответ. |
Ответы детей. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития исследовательских действий. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя. |
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду. Ответы и предположения детей. |
|||
Атрибуты для исследования |
Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства. |
Ответы по ходу исследовательских действий детей. Индивидуальная работа за столом. |
Условия для проявления поисковой деятельности. Условия для развития познавательной активности Условия для выражения детьми своих мыслей. |
|
Исследование ткани начинается с ситца (беседа у стола) |
Воспитатель: Эта ткань пропускает свет?(Просвечивается - не просвечивается) Эта ткань мнется или нет? (Мнется - не мнется) Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая) |
Ответы и исследовательские действия детей. |
||
(работа за столами) |
Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования. Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая. Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик? Воспитатель: правильно, надо проверить ткань. |
|||
Условия для выражения детьми своих мыслей. |
||||
Эксперимент “Какая ткань не промокает?” |
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость. на столах атрибуты для исследования по количеству детей. |
Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик? |
Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. |
Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика. |
Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца? |
Ответы детей. Дети называют свойства тканей. |
||
Физкульминутка: Капли первые упали, Дети зонтики достали. Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей. Дождь полил как из ведра, испугалась детвора. В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце! |
Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей. |
Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть. Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых - это игра. Хотите поиграть? |
Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем движения по ходу текста. |
Условия для оздоровления детей и двигательной активности: длительность в зависимости от степени утомляемости детей. |
Художественно-продуктивная деятельность. |
В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик. |
Ответы детей. |
Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития самостоятельности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления познавательной активности. |
|
Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами. |
Воспитатель: какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3. |
Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала. Дети закрывают глаза и считают до 3. |
||
Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям? |
Ответы детей. Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами. |
|||
Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!” |
||||
Путь из сказки: «Пять, четыре, три, два, один»! |
Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный. |
Дети считают от пяти до одного. |
Условия для закрепления обратного счёта. |
|
Рефлексия: итог НОД. Оценка деятельности детей. |
Воспитатель : Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке?Воспитатель : Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами! |
Ответы детей. |
Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для закрепления нового материала. Условия для развития, и стимулирования речевой активности. |
«Познавательное развитие»:
И его разновидностями. . Побуждать детей к познавательной активности, наблюдательности. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»:
Изобразительной деятельности;
«Физическое развитие»:
Оборудование для педагога:
Оборудование для детей:
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
|||
Дети сидят на ковре. Воспитатель: Ответы детей. Воспитатель: Катя: Воспитатель: |
У педагога кукла Катя |
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Воспитатель: Ответы детей. Из мыла Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель |
Познавательное развитие |
Групповая, словесный (вопросы к детям) |
тазик с водой |
||
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Воспитатель Воспитатель: Физкультминутка |
Физическое развитие |
Групповая, практический (упражнения) |
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле |
Развитие крупной моторики |
|
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
на двух ногах) Весело поскачем мы. Воспитатель: Воспитатель: Воспитатель: Ответы детей: подарок. Воспитатель: Конечно, подарок. |
Познавательное развитие |
Групповая, практический (опыт) Дыхательная гимнастика |
Познакомить детей со свойствами мыла Развитие интереса к различным видам |
||
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Познавательное развитие |
Подгруппы продуктивная деятельность Использо-вание ИКТ |
пузыри, ватманы |
изобрази- тельной деятельности |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Групповая, словесный (вопросы к детям) сюрпризный момент |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе
по теме: «Праздник для друга»
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
Задачи ОО в интеграции: «Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым
«Речевое развитие»:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Обогащение словарного запаса
«Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
«Физическое развитие»:
Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле
Предпосылки учебной деятельности:
Развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, приучение детей слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.
Оборудование для педагога: Кукла Катя, мультимедийная установка с презентацией «Шоу мыльных пузырей», мыло жидкое и твердое, аппарат для мыльных пузырей, магнитофон, песня группы Барбарики «Мыльные пузыри», два тазика с водой, деревянная палочка, краски
Оборудование для детей: ватманы, формочки для мыльных пузырей, стаканчики
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Дети сидят на ковре. Воспитатель: Здравствуйте, дети. У меня сегодня замечательное настроение. А у вас? Ответы детей. Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет. Да это же наша кукла Катя. Катя, почему ты плачешь? Катя: У моей подружки Маши сегодня день рождения, и я хотела сделать ей сюрприз, и принести на праздник мыльные пузыри. Но в магазине все пузыри закончились и теперь я не знаю что делать. Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь Кате? Как? |
Социально- коммуникативное развитие |
Групповая, игровой (внезапное появление игрушки) |
У педагога кукла Катя |
Воспитывать желание помогать людям, быть отзывчивым |
Развитие эмоционального вовлечения в действия с игрушками |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, где можно взять мыльные пузыри? Ответы детей. Купить, попросить, сделать. Воспитатель: Сделать самим – это хорошая идея. А из чего можно сделать мыльные пузыри? Ответы детей. Из мыла Воспитатель: Да, из мыла. Ребята, а где мы с вами сейчас можем взять мыло? Где мы им пользуемся? Ответы детей. Воспитатель: Ксюша, принеси, пожалуйста, мыло из туалетной комнаты. Дети трогают, нюхают мыло. Воспитатель: Ребята, какое мыло, когда оно сухое? Ответы детей: гладкое, душистое, розовое, белое, желтое, и т.д. Воспитатель: А каким станет мыло, если его намочить? Дети опускают мыло в тазик с водой. Ответы детей: скользкое, выскальзывает из рук. Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму. Мы с |
Познавательное развитие |
Групповая, словесный (вопросы к детям) |
тазик с водой |
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновид-ностями. Совершенс-твовать восприятие детей путем активного использования органов чувств |
Умение владеть активной речью, включенной в общение; умение обращаться с вопросами и просьбами, понимая речь взрослого. Умение использовать культурно фиксированные предметные действия. Закреплять знание детей о мыле |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
вами посмотрели твердое мыло, а еще мыло бывает жидким. Воспитатель: А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы детей) Воспитатель : Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. Воспитатель: Ребята, а подскажите, когда нужно мыть руки? Ответы детей: после улицы, посещения туалета, перед едой Физкультминутка Мыло в руки мы возьмем, (дети берут в руки импровизированное мыло) Кран с водой откроем. (имитация открывания крана) Щечки, шейку мы потрем, (ладошками трут щеки, шею) Личико умоем. (имитируют умывание) Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши) Мы намылим ножки, (топают ножками) Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя) И друг другу улыбнемся. (улыбаются) А теперь, как мячики (прыгают на месте |
Физическое развитие |
Групповая, практический (упражнения) |
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни Развитие ориентировки в пространстве и на своем теле |
Закреплять навыки самообслужи-вания Развитие крупной моторики |
|
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
на двух ногах) Весело поскачем мы. Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами сделать мыльные пузыри? Воспитатель приглашает детей к столу, просит в один тазик с водой налить жидкое мыло, в другой тазик положить стружки твердого мыла и обращает внимание на то, что жидкое мыло растворяется быстрее. Предлагает детям при помощи формочки для пузырей выдуть мыльные пузыри. Воспитатель: Ребята, какие молодцы. Мы помогли Кате сделать мыльные пузыри. Воспитатель: Ребята, а что же ждет именинник на свой день рождения? Ответы детей: подарок. Воспитатель: Конечно, подарок. Хотите помочь Кате сделать подарок своими руками? Нам с вами понадобятся ватман, мыльные пузыри, которые мы с вами сделали, |
Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие |
Групповая, практический (опыт) Дыхательная гимнастика |
Тазики с водой, жидкое мыло и стружка твердого мыла, деревянная палочка Формы для мыльных пузырей, мыльные |
Познакомить детей со свойствами мыла Развитие интереса к различным видам |
Умение играть в игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
формы для мыльных пузырей, краски. Саша, возьми форму для пузырей, подуй на формочку. Давайте посмотрим: пузырь прозрачный и его не видно на бумаге. Попробуем добавить красной краски. Даша, помоги мне, надуй пузырь. (так проделать с тремя видами красок) Дети делятся на подгруппы и делаю картины, выдувая мыльные пузыри на ватманы. Воспитатель: Какие вы молодцы, какие замечательные картины у нас получились. Катя: Спасибо ребята, вы сегодня мне так помогли. Просмотр фрагмента видео «Шоу мыльных пузырей» |
Познавательное развитие |
Подгруппы продуктивная деятельность Использо-вание ИКТ |
пузыри, ватманы У педагога мультиме-дийная презента-ция «Шоу мыльных пузырей» |
изобрази- тельной деятельности Воспитывать желание и умение взаимодейс-твовать со сверстниками при создании коллективной работы Побуждать детей к познаватель-ной активности, наблюда-тельности |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы и методы работы |
Наличие средств у детей |
Образова тельные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
|
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? О чем разговаривали? Что вам больше всего понравилось? Воспитатель включает аппарат для мыльных пузырей, песня группы Барбарики «Мыльные пузыри», дети веселятся |
Социально- коммуникативное развитие. |
Групповая, словесный (вопросы к детям) сюрпризный момент |
Магнито-фон, музыка, аппарат для мыльных пузырей |
Проявлять интерес к сверстникам; наблюдать за их действиями |
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность»
(НОД), в других - «организованная образовательная деятельность»
(ООД), в третьих - «образовательная ситуация»
(ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный иобщий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие«образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач:развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие» , так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в
Как правильно разработать конспект
непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный и общий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Памятка в оформлении написания конспекта
непрерывной образовательной деятельности в ДОУ
В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
- сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
- раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
- продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
- проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.
Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Этапы работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.
Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Титульный лист:
Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации:
группа, подгруппа.
Цель:
конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи:
образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов
: (если есть)
Предварительная работа
: (если проводилась)
Оборудование и материалы
: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)
Титульный лист:
название ДОО
возрастная группа
Ф.И.О. педагога полностью
Должность
Возрастная группа детей
Номер группы
Название и номер детского сада
(населенный пункт и год написания)
2 лист
Тип НОД: ( занятия по сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).
Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Тема НОД:
Возрастная группа детей:
Программное содержание:
- Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????
- Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
- Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ
Словарная работа:
Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.
Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предшествующая работа воспитателя:
Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Структура и методические приемы НОД:
- Вводная часть – 3 мин. Например:
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т.д.
2. Основная часть – 15 мин.
Например:
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т.д.
3. Заключительная часть – 2 мин.
Например:
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия
Организация детей на НОД:
Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Виктория Ячушко
Задачи :
Образовательные :
1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление
2. Дать представления об истинных и ложных суждениях
Воспитательные :
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область : «Познавательно -исследовательская»
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативная» , «Художественно - эстетическое» , «Физическая» .
Задачи интегрируемых образовательных областей :
Социально-коммуникативная
развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
активизировать словарь детей.
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическая культура
продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе
Художественно - эстетическая
закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.
Предварительная работа :
Обучение счета до 10 и обратно , знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материалы.
Ход занятия.
В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. - В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
В. – А сейчас я приглашаю вас по путешествовать .
В. - Ребята, на чём можно путешествовать ?
Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на пароходе . Потому что наше путешествие будет по морю – морское . Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на пароход»
В. – Я поочереди буду бросать вам мяч, называть число, а вы называете его соседей, до и после числа. Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6.
В. - Вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места на пароходе (раздаю «билеты» с цифрой 8, изображенную пунктиром , кладут на стол).
Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково» , дети проходят на свои места за стол.
В. - Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем. Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7» ?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А. С. Пушкина где было семь богатырей?
Ответы детей : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Цветик - семицветик» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
В. - Число 7, обозначается цифрой «7» .
В. – Мы с вами уже в открытом море. Послушайте, как шумит вода. Но посмотрите, нас кто-то здесь встречает. Кто это?
Д. – Осьминожек.
В. – Посчитайте, сколько ног у осьминога? (8) . Ребята, но он просит нас помочь посчитать, сколько у него деток. (на доске появляются шесть осьминожек красного цвета) . Посчитайте, сколько деток? (6) Вот приплыл еще один (синего цвета, сколько стало? Как получили число 7? (6+1) .
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
В. - Внимательно посмотрите на осьминожков и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синего осьминожка на красного.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Д. - Синего поменяли на красного. Сколько стало красных осьминожков? (7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет одного синего осьминожка.
В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.
(Выставляется на доске цифра 8)
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
В. – Какое число перед числом 8? (7) . После числа 8? (9)
В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)
Дети рисуют цифру 8 рукой в воздухе, потом на «билетах» по точкам.
Физкультминутка.
Сколько ног у осьминога? (топают)
Много, много, много, много…
Сколько рук у осьминога? (хлопают)
Много, много, много, много….
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
И детей у осьминога (прыгают)
Много, много, много, много…
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
Бедный папа осьминог. (выполняют ходьбу на месте)
Сколько деткам моет ног?
В. – А сейчас посмотрите, осьминог показывает нам свой дом и просит расселить своих осьминожек так, чтобы все поместились.
Какой номер у дома? (8)
Как разделить число 8 на два меньших?
Сколько нужно добавить осьминожков, чтобы получилось число 8?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;
Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8
В. - Молодцы! Хорошо справились. Но осьминожки хотят поиграть с вами в прятки.
Игровое упражнение «Играем в прятки с осьминожками» .
У детей по 2 больших треугольника – «камушка» и 8 кругов – «осьминожек» одного цвета. Дети «прячут» осьминогов за камушки, рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 8 на два меньших числа.
В. – Ребята, вы хорошо помогли осьминогу и справились со всеми заданиями, за это он дарит вам торт. Какой он формы? Давайте поделимся с осьминожками?
Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает : на сколько частей вы разделили круг, больше : целое или 1/2
Что меньше : половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части (4)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/4? Что меньше : 1/4 или целое?
Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части : сколько всего частей получилось? (8)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/8? Что меньше : 1/8 или целое?
Всем осьминожкам хватит тортика? Сколько кусочков? Сколько осьминожков?
В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие . Вам понравилось путешествие ? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.