Что такое подворье в старину. Статус собора повысился. Отрывок, характеризующий Подворье

XII. Монастыри

1. Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.

2. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.

В порядке, установленном законодательством соответствующей страны, монастырь может быть зарегистрирован как юридическое лицо.

3. Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением канонической процедуры.

4. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.

5. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

6. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.

7. Зачисление в монастырь и увольнение из монастыря производится распоряжениями епархиального архиерея по представлению настоятеля (настоятельницы) или наместника.

8. Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, "Положения о монастырях и монашествующих" и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем.

9. Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

10. В случае принятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.


Иеромонах Сергий (Филиппов)

До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?

– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.

Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.

– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?

– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.

– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?

– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.

– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…

– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!

– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?

– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.

– Расскажите подробнее о программе фестиваля.

– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.

Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

Многие прихожане Никольского храма, да и просто жители города, далекие от церкви, с недавних пор видят возле центрального входа в собор надпись «Архиерейское подворье». Что это означает? В соборе произошли какие-то перемены? С чем они связаны? С просьбой разъяснить новый статус собора наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к отцу Михаилу САМОХИНУ, настоятелю Покровского храма, благочинному Северного Карачаево-Черкесского округа, руководителю миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии.
- Отец Михаил, что такое архиерейское подворье и что значит новый статус Никольского собора?
- Собор считается архиерейским подворьем, если он служит для пребывания архиерея и находится в его непосредственном подчинении. Столица Карачаево-Черкесской Республики является вторым титулярным городом Пятигорской и Черкесской епархии, и владыка неоднократно подчеркивал, сколь значим для него наш город. В Пятигорске есть храм с таким статусом, должен он быть и в Черкесске. И потому Никольскому собору был придан высокий статус архиерейского подворья, его настоятелем стал сам епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
- В связи с изменением статуса в храме что-то изменилось?
-Высокий статус собора как резиденции архиерея означает, что храм стал главным храмом республики, что предполагает оживление духовной жизни на приходе. С этой целью архиереем было произведено перераспределение обязанностей среди священников собора. Протоиерей Валентин Корнеев назначен ключарем, то есть заместителем настоятеля Никольского собора епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Благодаря этому отец Валентин сможет полностью сосредоточиться на организации богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности, не отвлекаясь на каждодневные бытовые нужды храма. Ими будет заниматься вновь назначенный казначей собора - иерей Сергий Кузнецов. Он же, отец Сергий, назначен и директором Свято-Сергиевской православной гимназии.
- Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали о новом батюшке.
- Отец Сергий Кузнецов - уроженец Мурманска, но с 1986 года его семья переехала в Нальчик. С 1988 по 1992 год он учился в Нальчикском музыкальном училище, где получил квалификацию хорового дирижера, учителя музыки и преподавателя сольфеджио. Позже он учился у Валерия Кайцукова в Северо-Кавказском институте искусств, на кафедре «Академическое пение». 15 февраля 1994 года он был рукоположен в сан диакона. В 1997 году назначен штатным диаконом Михаило-Архангельского собора Пятигорска, с 1999 года - штатным диаконом Свято-Никольского собора города Кисловодска. В 1998 - 2002 годах отец Сергий получил образование в Ставропольской духовной семинарии. В 2002 году переведен штатным диаконом в собор святого преподобного Симеона Столпника в Нальчике. В 2004 году рукоположен в сан священника и назначен штатным священником собора прп. Симеона Столпника. У батюшки четверо детей.
- В начале сентября в Черкесске состоялось торжественное открытие нового здания Свято-Сергиевской православной гимназии, где Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов и мэр Черкесска Руслан Тамбиев вручили епископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту символический ключ от нового здания. Устраивает ли вас новое помещение?
- Да, безусловно. Ранее православный лицей размещался в здании бывших детских яслей на улице Леонова, 10. Это здание не очень подходило для учебного заведения, в связи с чем было принято решение переместить лицей в просторное, приспособленное для учебного процесса помещение рядом с Покровской церковью. Свято-Сергиевская православная гимназия теперь расположена в старом корпусе СОШ №11 на улице Кочубея, 28. Гимназия рассчитана на 100 детей. Мы сердечно благодарны Главе республики Рашиду Темрезову и мэру города Руслану Тамбиеву, которые неизменно с большим пониманием откликаются на наши нужды.
- В чем отличие православной гимназии от обычной?
- Православная гимназия - это начальная общеобразовательная школа, в которой учебный процесс разделен на две части. В первой половине дня школьники обучаются в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем предметам, предусмотренным программой начальной школы. Во второй половине дня, с согласия родителей, учащимся гимназии предлагается ряд предметов этнокультурной направленности - церковное пение, церковно-славянский язык и основы православной культуры. На этом этапе к учебному процессу подключаются священнослужители Пятигорской и Черкесской епархии. А в самом скором времени на базе средней школы №11 появится учебно-методический центр, который будет целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
- Вы сказали об оживлении духовной жизни, но когда верующие снова увидят архиерея на своем подворье?
- Буквально через несколько дней, на Покров, 14 октября, владыка будет в республике. В поселке Кавказском, где недавно нам выделен участок земли, он осуществит закладку нового храма. И это станет еще одним шагом оживления духовной жизни в республике.

Иеромонах Сергий (Филиппов)

До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?

– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.

Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.

– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?

– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.

– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?

– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.

– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…

– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!

– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?

– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.

– Расскажите подробнее о программе фестиваля.

– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.

Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

В последние годы многократно увеличилось число патриарших подворий и ставропигиальных приходов - но в чем хозяйственный и административный смысл этого, не говоря уж о духовном? В одной Москве «патриарших резиденций» - с десяток, некоторые расположены в не самых престижных местах вроде спальных окраин и кладбищ, а некоторые стоят так близко друг к другу, что можно пешком дойти за 10 минут.

Ставропигиальные храмы расплодились по трем основным причинам. Первая причина - это деньги.

Ставропигия означает подчинение напрямую патриарху. В обычном храме всеми доходами распоряжается настоятель. Если храм не требует ремонта, находится в крупном городе и епископ не тиранит, у такого настоятеля могут быть квартиры, дачи, дорогие иномарки и отпуска за рубежом. Проконтролировать настоятеля сложно, архиерей не знает точно, сколько денег на приходе, поэтому часто возникают конфликтные ситуации.

Если храм в деревне и/или руинах, не признан памятником архитектуры и не имеет перспектив в плане государственной поддержки и туризма, его настоятель будет нищим. Бедные храмы ставропигиальными не бывают. Системы выравнивания доходов в РПЦ нет, вместо нее - архиерейский произвол.

Так или иначе, собранные с прихожан и спонсоров деньги сначала оседают у настоятеля, потом у архиерея. В случае ставропигии деньги от настоятеля идут напрямую в кассу Патриархии в распоряжение патриарха. За эти деньги патриарх никому не отчитывается и тратит их по собственному усмотрению, например, на отдых в горячо любимых Альпах. В Москве, где правящий архиерей - это сам Кирилл, на первый план выходят две другие причины, о которых речь пойдет ниже.

Недавно митрополит Иларион (Алфеев) жаловался (http://tass.ru/obschestvo/5355311), что доходы приходов в последнее время упали вместе с доходами населения, поэтому для поддержания качества жизни патриарха Кирилла на прежнем уровне и нужно увеличивать число ставропигиальных храмов.

Вторая причина, по которой растет число ставропигиальных храмов, особенно в Москве, - чисто административная.

При естественном развитии событий община строит себе храм сама сообразно возможностям, а если нет общины, то нет и храма. В Москве все происходит наоборот: сначала на новом месте по «Программе 200» строится быстровозводимый храм, и только потом в него начинают ходить люди. Общины в ее классическом понимании там может не быть годами и десятилетиями, есть только здание, священник и прихожане без прав и обязанностей. Разница примерно как между точкой продажи фастфуда и клубом кулинаров.

Нарушение 17-й главы устава РПЦ, которой предусмотрены коллективная форма управления приходом, приходское собрание и приходской совет, никого не волнует. Фальсификация протоколов приходского совета - базовый навык любого настоятеля, а сами советы в подавляющем большинстве храмов существуют только на бумаге. Когда вы слышите про борьбу РПЦ с советской властью, это она и есть (шутка).

С патриаршими подворьями дела обстоят еще проще, там даже по уставу нет никаких приходских советов и актив не нужен. Для современного духовенства это очень удобная схема, потому что доходы те же, а хлопот куда меньше - службу отслужил, деньги из свечного ящика забрал и свободен.

Третья причина - чисто психологическая. Немыслимое прежде количество патриарших подворий - это воплощение управленческой мечты патриарха Кирилла, который всем без исключения хочет править самолично.

Благодаря Кириллу мода подчинять себе наиболее доходные церковные объекты распространяется и на епархиальных архиереев. В последние годы именно архиереи становятся настоятелями значимых монастырей и храмов своей епархии, замыкая на себя все основные финансовые потоки.

Резюме: ставропигия - это кормушка Его Святешейства и удобный способ быстро открыть храм без заморочек. Патриарху Кириллу все время «нужно больше золота» (https://youtu.be/P-vlit3Pz-Q), поэтому их число растет.

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.