Юрьев польский собор троицы живоначальной. Собор Троицы Живоначальной. Юрьев-Польский. Троицкий собо р

Город Юрьев-Польский, несмотря на название, никакого отношения к Польше не имеет. Он находится в России, во Владимирской области. Самым интересным и загадочным местом является Георгиевский собор или как его ещё называют храм со слоником. Город был основан Юрием Долгоруким в середине XII века. Князь скромностью явно не отличался и назвал его в свою честь – Юрьев. А поскольку таких городов было несколько, вторая часть названия уточняет местность. Она появилась от слова “поле”, поскольку город располагался на суздальском ополье.


Осмотр города лучше всего начать с земляных валов, которые имеют почти правильную окружность. За валами находятся главные достопримечательности города: Михаило-Архангельский Юрьевский мужской монастырь, Георгиевский собор и Собор Троицы Живоначальной.

Михаило-Архангельский Юрьевский мужской монастырь

За символические 35 рублей можно подняться на колокольню, но виды от туда не очень интересные.


Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. Сейчас в монастыре располагается музей.

Георгиевский собор (Храм со слоником)
Каждый турист который в первый раз приезжает в этот город обязательно играет в игру "найди слоника". Все стены храма украшены резным орнаментом, но только в одном месте находится небольшое изображение слоника. Сейчас слоном никого не удивишь, но откуда могло взяться на храме 13 века изображение слона? Историки пока так и не пришли к единому мнению на счёт этой загадки истории.

Расположен слоник на северной стене над входом в храм.


Ранее считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления в 1471 году от собора 1230-1234 годов сохранились: с запада - первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока - цоколь апсид; с юга - притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера - притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

Рядом располагается Собор Троицы Живоначальной


Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году.
Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими.
В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьева-Польского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь расположена буквально в пяти минутах ходьбы от монастыря на берегу реки Колокша.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых - Святителя Николая и Пророка Илии. В конце XIX века церковь прославилась своим необыкновенным любительским хором, составленным из представителей местной интеллигенции - врачей, учителей, чиновников. Организатором хора был ветеринарный врач Н.И.Любимов. И пел этот хор, по сообщению владимирской газеты, весьма неплохо. Высокая четырехъярусная колокольня была пристроена к церкви во второй половине XIX века. Она стала одним из высотных ориентиров в городе, видна почти отовсюду, а с тех пор, как в советское время было снесено немало храмов и колоколен, осталась главной высотной доминантой Юрьева.

Бывший Петропавловский монастырь
Остатки этого монастыря расположены в 20 минутах ходьбы на север от Михаило-Архангельского монастыря

Остатки храма Петра и Павла



Петропавловская колокольня

В колокольню можно зайти и даже подняться на верх, но на верх я к сожалению так и не успел подняться, время у меня было ограничено и надо было бежать к автобусу. Но зато теперь у меня будет повод ещё раз приехать в этот город.


Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм.
В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.
Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие. В 1920-х годах монастырь был упразднен, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

Рядом находится Вознесенская церковь


Скромная Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь с длинной трапезной, резными украшениями наличников и многослойными карнизами, с ложными закомарами, характерными в основном для архитектуры XVII века, но в провинции продержавшимися до века XIX-го. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или «зимних»: Петропавловский и Сергия Радонежского. Сейчас её медленно восстанавливают.

В квартале от сюда находится ещё одна церквушка - Храм Рождества Христова


Церковь Рождества Христова была построена в начале XVIII века на месте прежней деревянной. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, и только в конце XVIII века, после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова. Приделы в храме были посвящены Параскеве Пятнице и святым Козьме и Дамиану. Это была летняя, или «холодная» церковь – сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Колокольня не сохранилась, она была полностью разрушена в советское время. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников.

Юрьев-Польский. Троицкий собо р

Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году.
Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими.
В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором . И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьева-Польского.

Адрес : Юрьев-Польский, Музейный пер., д. 2

Троицкий собор – черытёхстолпный пятикупольный храм из красного кирпича, выстроенный в 1907-1914 гг. как новый соборный храм города чуть к северо-востоку от Георгиевского собора. С «лёгкой руки»… археолога и историки Н. Н. Воронина, крайне отрицательно относившегося к архитектурным сооружениям начала ХХ века, исполненным в псевдорусском стиле и бесцеремонно поставленным перед шедеврами белокаменного зодчества… Троицкий собор на долгое время был предан забвению. …в своей книге «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский» Н. Н. Воронин посвятил Троицкому собору одну строчку… Далее Георгиевскому собору посвящено 28 страниц с 14 фотографиями… В начале прошлого века Троицкий собор сознательно строился в ансамбле с Георгиевским собором, и это не случайно. В начале ХХ века Георгиевский собор стоял не в «гордом одиночестве», а был окружён колокольней, приделами, ризницей и другими строениями. Собор был главным в городе, но давно не вмещал и доли желающих помолиться именно в нём, особенно в праздники. К тому же, это был холодный летний храм, служба в котором велась всего четыре месяца в году. В начале XIX века к собору было пристроено два тёплых придела, но их площадь была слишком мала. В праздники служба проходила в необыкновенной тесноте и духоте. Помимо этого, Георгиевский собор находился в ветхом состоянии. Не удивительно, что встал вопрос о постройке в городе тёплого храма. Инициативу жителей города поддержал протоиерей Александр Знаменский, член Государственной Думы. Что касается архитектурного стиля нового собора: на рубеже XIX- XX веков псевдорусский стиль был очень популярным, и сотни известных зданий, в том числе храмов, были построены в этом стиле. Храм проектировался не только в ансамбле с Георгиевским собором, но и в одной с ним ограде (на месте Троицкого придела). Автором проекта был епархиальный архитектор Н. Д. Корецкий [правильно: Корицкий]. Из Георгиевского собора в Троицкий были перенесены мощи благоверного великого князя Святослава Всеволодовича и его сына Дмитрия [ранее авторы утверждали, что останки князя Дмитрия Святославича находились не в Георгиевском соборе, а в Михайло-Архангельском соборе Михайло-Архангельского монастыря], а также белокаменное Святославово Распятие – древняя святыня, очень почитаемая верующими. Вот что писали о соборе газеты того времени: «Новый собор величествен и красив… Внутри совершенно открыт и достаточно светел, в нём может поместиться более 2000 человек… Святые иконы в нём дорогого художественного письма. Стенной живописи в соборе нет. В приделе с правой стороны на видном месте поставлено древнее Святославово Распятие, высеченное из целого камня и служащее предметом особенного благоговейного преклонения городских и окрестных жителей». В середине 1920-х годов собор был закрыт, ограблен, обезглавлен и разорён. В 1930-е годы собор приспособили под городскую электростанцию, которая работала до середины 1950-х годов. В настоящее время собор передан православной церкви, и начаты работы по его реконструкции. В советское время на территорию исторического ядра была перенесена великолепная деревянная церковь из опустевшего села Чернокулова. Это великолепное здание, возвышавшееся над Нерлью, хотели сохранить, но на новом месте не уберегли от пожара… От вала до моста через Колокшу меньше ста метров, а сразу же за мостом на правом берегу реки расположен мемориал «Героям-землякам посвящается»: на каменных плитах закреплены таблички с именами 14 жителей Юрьев-Польского района – Героев Советского Союза. Памятник основателю города Юрию Долгорукому установлен к северо-востоку от вала на фоне стен, башен и храмов и Михайло-Архангельского монастыря… За памятником Юрию Долгорукому протянулся вдоль вала небольшой сквер, привлекающий внимание небольшими парковыми формами, изготовленными местными кузнецами… Фото из архива Виктора Голова.

Город Юрьев-Польский, несмотря на название, никакого отношения к Польше не имеет. Он находится в России, во Владимирской области. Самым интересным и загадочным местом является Георгиевский собор или как его ещё называют храм со слоником. Город был основан Юрием Долгоруким в середине XII века. Князь скромностью явно не отличался и назвал его в свою честь – Юрьев. А поскольку таких городов было несколько, вторая часть названия уточняет местность. Она появилась от слова “поле”, поскольку город располагался на суздальском ополье.


Осмотр города лучше всего начать с земляных валов, которые имеют почти правильную окружность. За валами находятся главные достопримечательности города: Михаило-Архангельский Юрьевский мужской монастырь, Георгиевский собор и Собор Троицы Живоначальной.

Михаило-Архангельский Юрьевский мужской монастырь

За символические 35 рублей можно подняться на колокольню, но виды от туда не очень интересные.


Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. Сейчас в монастыре располагается музей.

Георгиевский собор (Храм со слоником)
Каждый турист который в первый раз приезжает в этот город обязательно играет в игру "найди слоника". Все стены храма украшены резным орнаментом, но только в одном месте находится небольшое изображение слоника. Сейчас слоном никого не удивишь, но откуда могло взяться на храме 13 века изображение слона? Историки пока так и не пришли к единому мнению на счёт этой загадки истории.

Расположен слоник на северной стене над входом в храм.


Ранее считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления в 1471 году от собора 1230-1234 годов сохранились: с запада - первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока - цоколь апсид; с юга - притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера - притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

Рядом располагается Собор Троицы Живоначальной


Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году.
Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими.
В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьева-Польского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь расположена буквально в пяти минутах ходьбы от монастыря на берегу реки Колокша.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых - Святителя Николая и Пророка Илии. В конце XIX века церковь прославилась своим необыкновенным любительским хором, составленным из представителей местной интеллигенции - врачей, учителей, чиновников. Организатором хора был ветеринарный врач Н.И.Любимов. И пел этот хор, по сообщению владимирской газеты, весьма неплохо. Высокая четырехъярусная колокольня была пристроена к церкви во второй половине XIX века. Она стала одним из высотных ориентиров в городе, видна почти отовсюду, а с тех пор, как в советское время было снесено немало храмов и колоколен, осталась главной высотной доминантой Юрьева.

Бывший Петропавловский монастырь
Остатки этого монастыря расположены в 20 минутах ходьбы на север от Михаило-Архангельского монастыря

Остатки храма Петра и Павла



Петропавловская колокольня

В колокольню можно зайти и даже подняться на верх, но на верх я к сожалению так и не успел подняться, время у меня было ограничено и надо было бежать к автобусу. Но зато теперь у меня будет повод ещё раз приехать в этот город.


Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм.
В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.
Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие. В 1920-х годах монастырь был упразднен, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

Рядом находится Вознесенская церковь


Скромная Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь с длинной трапезной, резными украшениями наличников и многослойными карнизами, с ложными закомарами, характерными в основном для архитектуры XVII века, но в провинции продержавшимися до века XIX-го. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или «зимних»: Петропавловский и Сергия Радонежского. Сейчас её медленно восстанавливают.

В квартале от сюда находится ещё одна церквушка - Храм Рождества Христова


Церковь Рождества Христова была построена в начале XVIII века на месте прежней деревянной. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, и только в конце XVIII века, после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова. Приделы в храме были посвящены Параскеве Пятнице и святым Козьме и Дамиану. Это была летняя, или «холодная» церковь – сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Колокольня не сохранилась, она была полностью разрушена в советское время. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников.

Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году.

Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими.

В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьев-Польского.

С сайта http://juriev.ru/Arhitect/troitskij.htm



Главный городской храм Георгиевский к началу ХХ века уже не вмещал всех верующих. Особенно это ощущалось в дни больших церковных праздников. По инициативе протоиерея Александра Знаменского и прихожан, в качестве нового тёплого соборного храма города началось строительство Троицкого собора чуть к северо-востоку от Георгиевского собора. Четыре года жители Юрьев-Польского собирали пожертвования на новое строительство, и наконец в 1907 году был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Его возведение приурочили к трёхсотлетию императорского дома Романовых. Чуть ранее, 6 марта 1903 года состоялось заседание Городской Думы, на котором было принято решение об отведении участка земли под новый соборный храм в одной ограде с существующим Георгиевским собором. Решено было отвести под оба храма 432 квадратных сажень земли и в том числе построить проезд от соборной улицы к Владимирскому тракту. Часть этой мощёной булыжником дороги существует и до сего дня.

В ноябре 1903 года план был уже готов. 21 января 1904 года городской голова Абросимов поставил на нём свою утверждающую визу. Проект Троицкого собора Юрьева-Польского, составленный владимирским епархиальным архитектором Николаем Дмитриевичем Корицким, был утверждён Строительным комитетом при Святом Синоде 3 мая 1905 года. Согласно ему храм должен был иметь "русский" облик (сейчас мы называем этот стиль псевдорусским) и три престола - центральный во имя Троицы Живоначальной, придельные - Крестовоздвиженский и Благовещенский. Проект воплотили в точности, хотя работы несколько затянулись из-за постоянной нехватки средств. К лету 1905 года было заготовлено некоторое количество строительных материалов, в том числе 350 тыс. кирпича.

С 25 августа этого года начались работы по возведению храма. К 1 октября 1905 года был выложен фундамент под весь собор на высоту полутора аршин поверх земли. На эту работу были израсходованы все деньги, собранные членами Строительной комиссии. Нужны были весьма значительные средства для продолжения строительства. Поскольку собор строился в честь 300-летия Дома Романовых, царствующий император сделал денежный взнос в размере 30 000 рублей. По тем временам - сумма немалая, если учесть, что стоимость коровы в 1911 году составляла 25 рублей. Но даже такой значительной суммы денег не хватило на завершение строительных работ. Ранние морозы и лютая зима повлияли на ещё недостроенный храм. В марте 1909 года на фасадах были замечены трещины. Из Владимира в Юрьев-Польский была откомандирована комиссия во главе с губернским архитектором С. Фёдоровым. В своём заключении он приговорил собор к полному разрушению, в случае если строительство будет продолжено. С Божьей помощью и участием благочестивых людей в 1914 году строительство собора было завершено. Работы длились почти семь лет, и к декабрю 1914 года здание было выстроено. Выглядело оно очень массивно и величественно. Красный кирпич, богатый внешний декор в виде кокошников под окнами и полуколонн между ними, ступенчатые карнизы, красивое входное крыльцо - всё это производило очень сильное впечатление. Размеры четырёхстолпного пятикупольного храма были внушительны - он мог вместить сразу две тысячи человек.

Освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы состоялось 11 января 1915 года Его Преосвященством, епископом Юрьевским Евгением при участии соборного и городского духовенства. Через два дня, 13 января, произведён чин освящения алтаря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а 18 января освящали престол южного алтаря в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот придел были перенесены из Георгиевского собора мощи благоверного князя Святослава III Всеволодовича и сына его схимонаха Димитрия. 23 августа 1915 года состоялось освящение престола в честь Успения Божией Матери в нижнем этаже нового собора. В 1916 году в собор был помещён "Святославов крест", перенесённый из тёплого Крестовоздвиженского придела Георгиевского храма. Освящение Троицкого собора стало едва ли не последним радостным торжеством в дореволюционной истории Юрьева-Польского.

В середине 1920-х годов Троицкий храм был ограблен, осквернён, и впоследствии закрыт не позже 1930-х годов. Калориферное отопление разобрано. Известно, что в 1930-х годах новые власти приспособили собор под электростанцию, которая работала до середины 50-х годов ХХ века. За этот период здание пострадало от постоянной вибрации. Метлахская плитка была разбита, перекрытия ликвидированы, сам храм обезглавили и установили сбоку трубу. Затем помещение собора использовали под склады торговых организаций. К 90-м годам ХХ столетия здание было и вовсе брошено на произвол судьбы.

В настоящее время Свято-Троицкий собор передан Владимиро-Суздальской епархии, но из-за аварийного состояния здания службы не проводятся.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №33, 2013 г.

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.