Рациональное познание опирается на. Рациональное познание и пути его совершенствования. Основные формы рационального познания

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Познание есть сложный процесс, в котором можно выделить два уровня: чувственный и рациональный.

Рациональное познание есть процесс познавания окружающего мира посредством естественного восприятия и мыслительной деятельности. Формы рационального познания обладают несколькими общими характеристиками:

  • отражают некие общие признаки и свойства познаваемых объектов;
  • абстрагированы от единичных особенностей объектов;
  • обусловлены точкой зрения субъекта на познаваемую реальность (а также конфигурацией системного аппарата эмпирического познавания и применяемыми познавательными средствами, такими как наблюдение, экспериментирование и обработка информации);
  • непосредственно связаны с языком (в широком понимании) выражения мысли.

Основные формы рационального познания

К основным формам рационального познания относят следующие виды мыслительной деятельности: понятие, суждение и умозаключение, а также более сложные формы, гипотезы и .

  1. Понятие посредством абстрагирования обобщает предметы некоего рода, вида или класса по совокупности признаков. В понятиях отсутствует чувственное и наглядное.
  2. В суждении утверждается что-либо или отрицается посредством связи понятий.
  3. Умозаключение есть результат рассуждения, в процессе которого из одного или нескольких суждений логически выводится новое.
  4. Гипотеза возникает как предположение, выраженное в понятиях и дающее возможное или невозможное предобъяснение какому-либо факту (или сумме фактов). Гипотезы, подтвержденные практическим знанием, составляют основы теории.
  5. Теория есть высшая форма организации рационального знания. Теория отражает систему целостных представлений о существовании и связях того или иного объекта или явления.

Формы рационального познания

В рациональном познании можно выделить особые способы или методы, вполне определенные. Метод в целом есть система правил, требований и указаний, дающих возможность исследовать, определенным образом, какой-либо объект.

Сумму применяемых методов можно определить как методологию.

Следует понимать, что к рациональным методам можно относить как теоретические, так и эмпирические.

К эмпирическим методам относятся:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • наблюдение (целенаправленное действие без вмешательства наблюдающего);
  • эксперимент (явления изучаются в условиях специально созданных);
  • измерение;
  • сравнение.

Применение эмпирических методов в рациональном познании невозможно, поскольку даже для наблюдения необходимы первичные теоретические основания, хотя бы для выбора объекта.

К теоретическим методам можно отнести:

  • анализ;
  • синтез;
  • классификацию;
  • абстрагирование;
  • формализацию (то есть, отображение информации в символическом виде);
  • аналогию;
  • моделирование;
  • идеализацию;
  • дедукцию;
  • индукцию.

Применение в рациональном познании только теоретических методов не дает объективного отражения исследуемого явления, а лишь выстраивает некую абстрактную модель.

Теоретические и эмпирические методы рационального познания возможны в единстве и взаимодополнении.

В более широком смысле методы как подходы понимают как общее направление и способ решения неких конкретных задач (например, структурно-функциональный метод, феноменологический, культурно-исторический, формалистический, прагмасемантический, герменевтический и др.).

Философские методы познания являются предельно общими подходами, к ним относятся метафизический и диалектический. Каждая наука или область знания применяет свои методы и формы рационального познания (или условно рационального). В категориально-понятийном аппарате разных областей знания те или иные методы познания (познавания) могут носить частные названия, что для них не отменяет действенности данной классификации.

Рациональное познание.

Общая характеристика.

Осуществляется с помощью разума. Оно должна быть также названо мышлением.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление связано с миром не напрямую, а через своих посредников, которыми являются органы чувств человека – мышление опосредованный процесс.

Т.о. мышление – процесс опосредованного (через чувства) и обобщенного (через понятия) отражения действительности.

В соответствии с давней философской традицией выделяют два вида мышления: рассудок и разум.

Рассудок – логическое мышление. Оперирует понятиями, но в пределах установленных правил (законов логики). Отличительные черты: строгость рассуждений, умение правильно строить свои мысли и правильно их выражать, стремление всœе классифицировать, привести всœе знания в систему. Но рассудку присущи схематизм, негибкость, жесткая определœенность.

Разум – диалектическое мышление. Стоит сказать, что для него характерно творческое оперирование понятиями, присуще гибкость, стремление к новым идеям, творчество. Разум стремиться постигнуть сущность вещей и явлений, выявить их причины и закономерности.

В реальной жизни, процессе познания разум и рассудок тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга; разум творит, рассудок выполняет рутинную работу.

Формы рационального познания:

понятия, суждения, умозаключения.

1. Понятие – простейшая клетка мышления, отражающая сущность предмета.

Все понятия образуются путем выделœения, а затем обобщения общих существенных признаков предмета при отбрасывании индивидуальных и второстепенных признаков. Пример: понятие сосна – наличие ствола, хвои и т.д. В случае если отсекать признаки дальше, то получим понятие дерево – растение и т.д.

Такие понятия, которые отражают общее, не фиксируя индивидуальное, называются абстрактными. Οʜᴎ составляют содержание любой науки, роль их в познании огромна, без них невозможно человеческое познание, т.к. в сокращенной форме они аккумулируют человеческий опыт.

2. Суждение – форма, которая выражает связь понятий между собой.

Мыслить – высказывать суждения. Суждение обычно выступает в роли предложения, в котором что-то утверждается или отрицается. В отличие от понятий суждения могут фиксировать различные признаки предмета (не главные).

3. Умозаключение – выведение из некоторых исходных суждений нового суждения (вывода).

Простейшее умозаключение обычно состоит из двух суждений и вывода – силлогизм. Пример: всœе люди смертны, Сократ человек à Сократ смертен.

Важнейшим условием достижения истинного знания является не только истинность первых двух суждений, но и не нарушение правил вывода (логики). Этим занимается логика.

Значение рационального познания: доводит познание до конца, мышлением постигается сущность вещей и явлений, законы бытия.

Рациональное познание. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рациональное познание." 2017, 2018.

  • -

    Виды познания. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Первый вид познавательной деятельности - это индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной жизни, на основе личного опыта... .


  • - Чувственное и рациональное познание.

    Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят: Ощущение- элементарный... .


  • - Рациональное познание

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят: Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие... .


  • - Логико-понятийное рациональное познание.

    Виды рационального познания. Рациональное познание мы будем толковать предельно широко, как познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта. Это – область деятельности... .


  • - ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

    В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, художественного опыта) предполагает их наличие. Чувственное познание дает образную...

  • Рациональное познание другими словами можно назвать абстрактным мышлением, опосредоваными знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражающихся в основных логических нормах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

    Эти знания отражают общественные предметы и явления.

    Понятие - это обобщенная характеристика объекта, выражающая его сущность и внутреннее содержание.

    Суждение – это умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, носит оценочный характер, характеризуется психологическими состояниями сомнения, знания, убеждения, веры.

    Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

    Мышление формирует абстракции.

    Мышление формирует понятия на основе обобщения знаний, об отдельных предметах и их свойствах.

    Таким образом, возникают например понятия, которые отражают свойства определенного множества предметов: круглое, кислое, холодное и т.д.

    Или понятия о множестве однотипных предметов: кафедра, дом, дерево. Кроме того способно формировать абстракции высокого порядка.

    Следует подчеркнуть, что мышление по своей сути является отводом, отвлечением от действительности.

    И благодаря этой особенности мышление способно выделять, во первых общее свойство, существенные связи вещей и процессов, в третьих устанавливать причины вещей и процессов, в четвертых способно познавать законы движения и развития природы, общества и мышления, в пятых способно создавать целостную характеристику мира.

    Понятие суждения и умозаключения выражаются в определенных языковых формах, словах и предложениях.

    Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

    Язык имеет различные формы: язык существует в устной форме, так же письменный язык, внутренняя речь, язык жестов, искусственные языки.

    Единство мышления и языка не означает их тождество.

    Мышление имеет идеальную природу, а язык является материальным феноменом.

    Язык представляет собой систему звуков и знаков, он не отражает предметы, а он их обозначает, выступает их символами.

    Как связаны между собой чувственное и рациональное познания

    Чувственное и рациональное познания составляют стороны, моменты единого процесса познания, они взаимопроникают, они неразрывно переплетаются друг с другом.

    Чувственное познание отражает конкретный объект с внешней поверхностной стороны, но при всей своей конкретности оно уже содержит в себе элементы обобщения.

    Чтобы описать яблоко – круглое, гладкое, сладкое у человека должны быть понятия круглое, гладкое, сладкое. И такой элемент обобщения характерен для всех трех элементов познания.

    Чувственное познание является предпосылкой к переходу к познанию рациональному.

    Обращаясь к рациональному познанию в нем обязательно есть момент чувственного познания.

    Без чувственного познания рациональное познание будет попросту лишено объективного содержания, у него не будет связи с внешним миром.

    К этому надо добавить, что рациональное познание так же ориентирует и обуславливает познание чувственное.

    Если на чувственное и рациональное познание посмотреть с исторической точки зрения, то надо признать первичность чувственного познания, именно оно ориентировало и обеспечивало жизнедеятельность древних людей на протяжении многих веков.

    Но если на чувственное и рациональное познание смотреть с современных позиций, то надо констатировать, что чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным и вместе они составляют общий единый процесс познания.

    Существует в условии философии такие гносеологические течения, которые абсолютизируют одну из сторон познания.

    Сенсуализм – это гносеологическое течение, которое абсолютизируют роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому течению относятся: Эпикун, Протогор, Бэрдли, Юнг, Гобс, Лок, Гельвеций, Дидро.

    Рационализм – течение, которое абсолютизирует роль рационального познания и стремится вывести все содержание познания из разума и абстрактного познания. К ним относятся: Гегель, Лейбниц, Спиноза, Де Карт.

    Познание – это процесс, в котором в неразрывной связи находятся чувственное и рациональное познание, но в этот же процесс включены и многие элементы психики.

    Еще в познавательной деятельности задействованы эмоциональная, волевая сфера сознания со сем предпосылочным знанием.

    субъективный образ объективного мира,полученный с помощью мышления. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания– понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении,которые выражаются в словесных определениях (дефинициях). Наиболее общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно выражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные.

    2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.