Психологические особенности восприятия младших школьников. Восприятие и внимание младшего школьника. Вопросы и задания

Восприятие – познавательный процесс, на основе которого формируется субъективная картина мира. Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. При приобретении свойства произвольности и опосредованности знаковыми системами восприятие из натуральной психической функции преобразуется в высшую. Как форма чувственного отражения предмета восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие предполагает осознание субъектом факта стимулирования и определенные представления о нем, связанные с предшествующим опытом и уже сложившейся системой представлений, закрепленной в знаковых системах. Восприятие – это процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов, связанный с другими познавательными процессами, в первую очередь – памятью и вниманием. Восприятие выражается в форме сосредоточения на сенсорном сигнале, его анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Выделяют пять видов восприятия но модальности в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Ребенок младшего школьного возраста способен точно идентифицировать оттенок и форму предмета, он уже хорошо знаком с основными сенсорными эталонами (А. Л. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина).

Понятие "сенсорный эталон" было предложено А. В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это система чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств.

Младший школьник без труда оценивает размер предмета, может соотнести его с другими предметами в пространстве. При этом как в дошкольном возрасте, так и в 1 –2 классе дети часто все еще путают такие пространственные категории, как "вправо – влево".

В период младшей школы ребенок точно дифференцирует главный и второстепенные признаки предмета, без труда называет детали и особенности предъявляемого предмета, что говорит о развитии детализированного восприятия. Как правило, рисуя человека, многие первоклассники неправильно держат карандаш, при раскрашивании фигур часто выходят за линию контура. Часто это связано с типом нервной системы, а также с недостаточностью самоконтроля, который по возрастным показателям должен быть сформирован к началу периода младшего школьного возраста. При этом по содержанию рисунка можно отметить, что младшие школьники способны нарисовать фигуру человека с прорисовкой лица, кистей рук.

Младший школьник обладает развитым зрительным восприятием: умеет сочетать цвета, складывать узоры и картинки из геометрических фигурок, способен к формированию эмоционального образа объекта или предмета.

Также хорошо развито у младшего школьника слуховое восприятие, что выражается в четком воспроизведении ритма мелодии при ее однократном прослушивании, а также определении ее настроения – грустная или веселая.

Младший школьник способен к формированию эмоционального образа объекта или предмета.

В настоящее время многие начальные школы оборудованы сенсорными комнатами, где ребенок получает сенсорные стимулы различной модальности. Происходит это за счет активного взаимодействия ребенка со световыми тренажерами, тактильными ковриками и прочим инвентарем, способным решать проблемы недостаточной сформированности сенсорной сферы младшего школьника. Сенсорное развитие является основой умения ребенка учиться, получать знания из окружающего мира. Во многом развитая сенсорная сфера в младшем школьном возрасте является результатом дошкольного воспитания, когда ребенок в игровой форме получил представление о стимулах различных модальностей: слуховой, зрительной, тактильной. Если же сенсорным системам ребенка не было уделено должного внимания в период дошкольного детства, можно наблюдать разрозненность сферы восприятия. В итоге возникают трудности в обучении, наблюдается распространенное явление синдрома дефицита внимания и гиперактивности, когда ребенок не в состоянии произвольно удерживать внимание на объекте длительное время. Решить эту проблему можно несколькими способами, одним из которых является реализация желания ребенка двигаться, выплеснуть энергию.

В этом возрасте ребенка можно обучить стрельбе по мишени, интересным играм с мячом, настольному теннису. Эти игры позволяют развивать мелкую моторику. Ребенок также должен осваивать новые для него снаряды игровой площадки: лазание по канату, переход по веревочному мосту, прохождение лабиринта. В 1 классе необходимо частое чередование видов деятельности, разумное сочетание умственной и двигательной активности.

Также можно часто заметить такую картину, когда ребенок в начальной школе сидит за партой вполоборота либо часто разворачивается назад, с любопытством изучая, чем заняты его сверстники. Учитель, следя за правильной посадкой учащихся в классе, спешит сделать замечание непоседе, однако ребенок при этом может демонстрировать включенность в учебный процесс, с легкостью отвечать на вопросы учителя относительно изучаемого материала. В такой ситуации стоит проанализировать те каналы восприятия, через которые ребенок получает информацию. Если ведущим каналом восприятия является аудиальный, то усвоение информации будет эффективнее при активизации органов слуха, а не зрения. Поэтому детям с ведущим аудиальным каналом проще разворачиваться к учителю вполоборота, чтобы слышать его, при этом визуальная информация, которую учитель представляет на доске, будет иметь для него меньший эффект. В данном случае учителю нужно провести наблюдение за детьми или обратиться за помощью к школьному психологу для выявления ведущих каналов восприятия учащихся с целью их адекватной рассадки в классе.

Хорошим способом развития зрительного, слухового и тактильного восприятия может стать посещение живого уголка или экологического кабинета. Наблюдение за животными, возможность их покормить, уход за растениями – все это расширяет сенсорный опыт ребенка, благотворно сказываясь на его личностном развитии.

Многие дети в младшем школьном возрасте стремятся к коллекционированию. Благодаря этой деятельности ребенок естественным образом научается выделению признаков предмета, операции сравнения, классификации и обобщению. Педагог может побуждать детей к совместному созданию коллекций, которая может запять достойное место в классе. Совместная деятельность должна присутствовать и в создании творческих работ, аппликаций, коллажей, игрушек из старых коробок, пластиковых бутылок, флаконов из-под шампуня и пр. Ребенок получает неоценимый опыт создания собственных поделок не из готовых купленных материалов, а из того, что есть под рукой. Это значительно расширяет его представления о предметном мире, развивает творческий потенциал.

Стоит отметить, что процесс непроизвольного восприятия в 7–8-летнем возрасте плавно переходит к целенаправленному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче в 9–10 лет. У ребенка формируется целостное и целенаправленное восприятие, что дает ему возможность анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты. Это происходит благодаря усложняющейся учебной деятельности. В рамках школьных занятий младшие школьники учатся наблюдательности, умению замечать особенности воспринимаемого объекта, который мысленно сравнивается с сенсорным эталоном.

восприятие школьник слово произвольность

Для учебной деятельности младшего школьника особенно важным является развитие восприятия такого пространственного свойства, как форма предметов.

Особенности восприятия формы предметов изучены еще недостаточно. Ряд зарубежных психологов считает, что дети противопоставляют форму и цвет при восприятии предмета. Однако, как показывают исследования Е.И. Игнатьева, к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда »% не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, а в других -- цвет.

Например, для флага более значимым признаком является цвет, а для автомашины -- форма.

Люблинская, возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур. Это относится прежде всего к плоскостным фигурам (квадрат, круг, треугольник). В то же время младшие школьники испытывают затруднения в назывании объемных фигур. Обычно до школы дети знают только две формы: шар и куб. Причем куб им знаком не как геометрическое тело, а как строительный материал (кубик). Незнакомые же объемные формы дети опредмечивают: цилиндр называют стаканом, конус (опрокинутый) -- крышкой и т. и. Как отмечает А.А. Люблинская, младшие школьники легко пугают объемные тела с плоскими формами. Например, круг с шаром, круг называют «шариком», «мячиком». Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов. Нужно помочь ему расчленить знак на отдельные элементы и снова сконструировать его из них.

В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения.

Особенности восприятия сюжетной картинки

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог А. Бине, а затем немецкий психолог В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки: стадия перечисления (от 2 до 5 лет), стадия описания (от 6 до 9--10 лет) и стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9--10 лет). Исследования советских психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка.

Как отмечает А.А. Люблинская, огромное значение имеет вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Вопрос «Что на картинке?» направляет на перечисление, а вот вопрос о событиях, изображенных на картинке, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия. Младшие школьники могут выделить главное в картинке, дать ей название.

Особенности восприятия времени

Восприятие времени для младших школьников представляет значительные трудности. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н.С. Шабалиным установлено, что восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем что у учащихся еще не выработался рефлекс на время и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин).

Важным вопросом, имеющим практическое значение, является восприятие и воспроизведение темпа. Еще Э. Мейман провел исследование по данному вопросу с детьми 6--14 лет. Он показал, что детям без особых упражнений доступны только средние темпы и простые построения тактов. «Младшие дети до 8 - летнего возраста не умеют ни улавливать, ни воспроизводить быстрых и медленных темпов. Для 7 - летнего ребенка промежутки в 0,4 с представляют собой уже наивысший доступный предел быстроты, а при промежутках в 2 с даже у некоторых 12 - летних детей прекращается способность правильно отмечать их при параллельном отбивании такта. При самых маленьких промежутках времени дети отбивают такт слишком медленно, а при более значительных--слишком быстро; при этом наблюдается, что дети даже не замечают своей ошибки, из чего явствует вместе с тем неудовлетворительное улавливание данного темпа». «Мы видим, -- пишет Э. Мейман,--что чувство такта у ребенка нуждается в воспитании». Однако оно «может быть и у детей младшего возраста доведено до значительного совершенства с помощью упражнений». В связи с этим учитель должен постоянно следить за темпом своей речи, темпом письма на доске и темпом речи самих учащихся при ответах, а также на музыкальных занятиях.

Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации жизни и деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже второклассники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильно ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, сколько можно гулять, сколько времени требуется, чтобы не опоздать в школу, и т. п. Чувство времени не развивается, если ученика не приучать к выполнению режима дня.

Младшие школьники лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ таких промежутков времени, как век, эпоха, эра. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо применять хорошо продуманные наглядные пособия, посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии в города и села, где сохранились памятники старины, т. е. необходимо использовать все возможности наглядно - чувственного восприятия и познания исторической эпохи.

Развитие восприятия младших школьников

Современная школа должна воспитать «готовность человека к инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее.

Нейропсихологи утверждают, что у детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, которое специализируется на невербальной информации – символах, образах. Поэтому акцент, сделанный в стандарте на целостное восприятие учениками мира, на их поисковую, самостоятельную деятельность, совершенно соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. Вот почему в период перехода на новые стандарты образования так важно обратить внимание на развитие восприятия младших школьников.

Жизнь человека, в особенности ребёнка, представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребёнок, впервые произносящий слова, дошкольник, научившийся читать своё имя, первоклассник, осваивающий учебные предметы в школе; они не осознают и не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению деятельности в открытии нового знания.

Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют процессы - ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Каждому познавательному процессу отводится своё место в развитии ребёнка, и все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельного процесса, будет влиять на уровень развития остальных познавательных процессов. Наиболее важным возрастным периодом является детство ребёнка: младенчество (от рождения до года) благоприятно влияет для развития ощущений, ранний возраст (1 -3 года) – для развития речи, дошкольный (3-7 лет) – для развития восприятия и памяти, младший школьный (7 -11 лет) - для развития мышления. Если данные задачи определённого возрастного периода развития ребёнка, по каким - либо причинам не решены, то дальше это сделать будет во много раз труднее, порой и совсем не выполнимы. К моменту поступления в школу у детей существенно возрастают индивидуальные различия по уровню развития восприятия.

В чём же заключается главное значение развития восприятия для младшего школьника.

Восприятие - основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся. Основной процесс из трех познавательных процессов (восприятие, мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться так же ответственно, как к строительству фундамента дома.

Что же такое восприятие?

Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Иногда термином "восприятие" обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Л.С. Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражений и воспроизводимых образов в одно целое»

Д. Б. Эльконин определил, что «в процессе обучения школьника в начальной школе “восприятие становится думающим”, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения, изменяет роль слова в восприятии предметов и явлений.

Восприятие опирается на ощущения и на предыдущий опыт. Ощущения - это «кирпичики» для развития восприятия.

Различаются виды восприятия: по ведущему анализатору: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинистическое.

По форме существования материи - восприятие пространства, времени, движения.

Функции восприятия. Восприятие может быть пассивным или активным. При пассивном восприятии сам предмет воздействует на человека, «запуская» процесс восприятия. При активном восприятии предмета человек стремиться при помощи всех органов чувств назвать как можно больше его характеристик или событий. Некоторую часть информации он додумает, исследует, вообразит.

В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:

1) обнаружение - исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;

2) различение - выделение в предмете интересующих человека признаков;

3) идентификация - сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;

4) опознание знакомых объектов.

Методы восприятия. Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода восприятия - обследование и сравнение. Обследование - это специально организованное восприятие предмета.

Схема обследования предполагает определенный порядок:

Восприятие целостного облика предмета;

Выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

Выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;

Целостное вторичное восприятие предмета.

Схема сравнения:

Сопоставление предметов или их частей:

Наложение предметов друг на друга или приложение предметов друг к другу;

Ощупывание, группировка по цвету, форме или другим признакам;

Последовательный осмотр и описание выделенных признаков предмета.

А. А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности, считает, что «Технике восприятия нужно учить». Следовательно, алгоритм по развитию восприятия будет следующий:

Наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;

Проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);

Действия собственного восприятия;

Опора на имеющийся опыт;

Создание обобщенного образа объекта;

Закрепление образа объекта в слове.

Упражнения для развития восприятия. Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы. Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.

Задания школьнику: постарайся как можно быстрее сосчитать:

Сколько раз встречается круг?

Сколько раз встречается квадрат?

Сколько раз встречается треугольник?

Сколько раз встречается ромб?

Сколько раз встречается прямоугольник?

Ребёнка надо вовлечь в процесс восприятия, заинтересовать.

Ребёнку легко в наглядно воспринимаемой ситуации, его восприятие руководит мышлением наиболее безошибочно. Мышление следует за восприятием. Оно подчинено восприятию.

Сколько звёздочек?

По утверждению Выготского Л.С. детское восприятие по картинкам проходит четыре основные ступени:

Сначала это восприятие отдельных предметов, стадия предметов;

Затем ребенок начинает называть предметы и указывать на действия, которые проделываются этими предметами, - это стадия действия;

Позже ребенок начинает указывать на признаки воспринимаемого предмета, что составляет стадию качеств или признаков;

И, наконец, ребенок начинает описывать картинку как целое, исходя из того, что она представляет в совокупности частей.

Исследование «Восприятие картинки «Заяц с барабаном», «Азбука», 1 класс по системе Занкова.

(25 человек)

(22человека)

(26 человек)

Стадия предметов

Стадия действия

Стадия качеств или признаков

Описание картинки как одно целое

Результаты исследования подтверждают положения Выготского Л.С.

Детей следует познакомить с понятием слова «восприятие». Проводится беседа с детьми о том, что такое восприятие.

«Кому из вас, ребята, раньше приходилось слышать слово «восприятие»? Как вы думаете, что значит воспринимать окружающее? С помощью чего мы воспринимаем звуки речи, буквы? Человек познаёт мир с помощью органов чувств. Их пять. Это органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Уши «заботятся» о слуховом восприятии, глаза – о зрительном восприятии. Носом мы чувствуем запах. Языком – вкус, кончиками пальцев – качество поверхности предметов. Воспринимать объект – это, прежде всего, обследовать его со всех сторон, чтобы понять, что он из себя представляет. Наша главная цель в 1 классе – научиться точно воспринимать буквы» (использована беседа из книги Лайло В.В. «Изучение алфавита и развитие восприятия»).

Недостаточное развитие зрительного, зрительно-пространственного и слухового восприятия является одной из причин школьной неуспеваемости у младших школьников.

Появляются трудности в овладении письмом:

Формирование зрительного образа буквы;

Формирование правильной траектории движений (мелкая моторика);

Неспособность скопировать букву (неровные штрихи);

Ошибки в пространственном расположении элементов букв;

Первоклассник не видит строку.

Трудности при обучении ребёнка чтению:

Плохое запоминание конфигураций букв;

Недостаточное различение близких по конфигурации букв;

Перестановка букв при чтении;

Замены и неправильное произношение при чтении;

Трудности при слиянии;

Пропуски или невнимательное чтение.

Трудности при обучении ребёнка математике:

Плохое выделение и различение геометрических фигур;

Трудности правильного копирования;

Замена цифр.

Целенаправленная, систематическая работа по развитию восприятия поможет привести к устранению данных проблем при обучении младших школьников.

Л.С. Выготский:

«Все психические функции в детском возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

Литература.

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4.- М.: Педагогика, 1982.

2. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. ­– Москва: Издательство «АРКТИ», 2008.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – Москва: Издательство «Просвещение», 1976 г.

4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия - Москва: Издательский дом «Дрофа», 1999.

5. Лекции по педологии – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет", 2001.

6. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1981.

7. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб: Речь, 2001.

8. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва, 1979.

- 174.00 Кб

Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста

Восприятие - форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса - ощущения,- восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие - это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир - это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.

Важнейшие свойства восприятия - предметность, целостность, константность и обобщенность. Предметность - это отнесенность восприятия к отображаемому объекту, способность выделять предмет из окружающего фона как отдельно взятую вещь. Целостность - органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Константность - относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих название. Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.

Приведем несколько примеров. У маленького ребенка окружающие его предметы не сохраняют константные характеристики, т. е. постоянство размера, веса, объема. Так, у 2-3-летнего ребенка константность восприятия еще очень несовершенна: воспринимаемые размеры предметов уменьшаются с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту они устанавливаются на уровне взрослого. Предметность у него тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он как бы слит с миром внешних объектов. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что константность восприятия размеров и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта в этой среде.

У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы. Другой особенностью восприятия младших школьников является его тесная связь с действиями. Для младшего школьника воспринять предмет - значит что-то сделать с ним, как-то изменить, взять, потрогать. Вместе с тем, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Очень точно такие особенности восприятия детей прослеживаются в стихотворении А. Барто «Я у мальчиков спросила...»:

Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
- Говорят они: - Осина.
- Только мне не верится.

Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это елочки.

А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Мы в своей тетрадке синей
Нарисуем все листы
И не скажем об осине:
«Ах, береза, это ты!».

Очень важно, чтобы дети в этом возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам - системам цветов, форм, звуков. Эталоны - это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб).

В предложенной нами схеме диагностики психологической готовности детей к школе уделяется внимание оценке перцептивного развития ребенка. Известно, что замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки, недостаточное овладение образом слова нередко приводит к задержке психического развития у детей. Используя модификацию теста О. М. Дьяченко «Художник», мы просим детей дорисовать восемь изображенных на листе бумаги схожих фигурок так, чтобы не получилось одинаковых рисунков. После завершения рисования ребенку надо дать картинкам названия, то есть воспринять изображения, которые он нарисовал, и соотнести их с каким-либо классом предметов из хранящихся в памяти (с эталоном), а затем обозначить словами свои изображения. Практика показывает, что около трети детей 6-7 лет, проходящих отбор в первый класс, испытывают трудности в вербализации, дают стереотипные названия или вовсе не могут дать название собственному рисунку, то есть соотнести его с эталонами, хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще обнаруживаются у мальчиков.

Уже из приведенных выше фактов можно видеть, что такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей еще несовершенно . В то же время, именно обобщенность предопределяет становление других психических познавательных процессов - памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантическую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрослых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

Источник: "Психологическая защита у детей" (И.М.Никольская Р.М.Грановская)

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.


Восприятие в I-II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее - результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.
Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других - цвет.
Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (например, квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.).
Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.
Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.
В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.
В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности, И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

Особенности развития восприятия у младших школьников

Содержание работы


Содержание
Введение 3

Глава 1
1.1. Понятие восприятия 6
1.2. Функции и свойства восприятия 7
1.3. Виды восприятия 15

Глава 2
Теоретические положения развития младших школьников
2.1 Возрастные особенности младшего школьника 20
2.2. Связь учебной деятельности с процессом
восприятия младшего школьника 30

Глава 3
Исследование особенностей восприятия младшего
школьника 41

Заключение 45
Список литературы 46
Приложение1

Введение
Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологией доказано, что обычно для каждого человека один из этих трех информационных каналов - ведущий, а остальные два вспомогательные. Согласно условной классификации, люди с доминирующим слуховым восприятием называются аудиалами, люди с доминирующим зрительным восприятием визуалами, а люди с доминирующим осязательным восприятием кинестетиками. Присмотритесь к своему ребенку:
* Дети-аудиалы раньше других начинают говорить. Они любят петь, рассказывать стихи, отвечать на вопросы взрослых. В разговоре они весьма многословны. В школе такие дети легко усваивают новую информацию, запоминают материал с первого объяснения, на слух. Дети-аудиалы легко устанавливают контакты со сверстниками и любят быть в центре внимания.
* Визуалы придают большое значение своему внешнему виду. Для них очень важно, чтобы одежда была чистой и аккуратной и подходила по цвету. Такие дети легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на доске или на плакатах. Им проще увидеть и запомнить как выглядит слово, чем понять правило его написания. Наглядные пособия, иллюстрации, зарисовка цветными карандашами, разнообразные подчеркивания способствуют лучшему усвоению учебного материала ребенком-визуалом.
* Кинестетики познают мир преимущественно через тактильные ощущения. Такие дети очень подвижны и опережают сверстников-аудиалов и визуалов в физическом развитии, раньше начинают ходить и т.д. При этом они поздно начинают говорить и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Ребенок-кинестетик выражает свое отношение к окружающему миру движениями, жестами, мимикой. Детям-кинестетикам бывает сложно в школе, где требуется усидчивость, внимание и есть ограничения в движении и пространстве.
Актуальность темы исследования подтверждается многолетним вниманием, направленным на проблему восприятия. Известные российские учёные Выготский и Эльконин, подтверждая и опровергая теории Пиаже, исследуют процесс восприятия в составе исследований интеллекта. На основании полученных выводов строятся системы обучения и происходит школьная реформа.
В существующих работах и монографиях сегодня легко найти, что ребенок младшего школьного возраста наглядно мыслит, каков у него объем внимания, как повышается наблюдательность. Мы находим, что с первого по четвертый класс у ученика ряд психических свойств усиливается, увеличивается и развивается. Но остается совершенно неизвестным, что же при этом изменилось, в какой фактуре. Кроме того, можно ли отличить изменения в восприятии от изменений во внимании, изменения в памяти от изменений в мышлении. Нам нужен целостный подход к характеристике младшего школьника. В поисках единицы целостного подхода мы провели исследование особенностей восприятия младших школьников 6-9 лет на примере второго и третьего класса начальной школы.
Целью нашего исследования было выявить основные репрезентативные системы младших школьников и наиболее используемые при восприятии механизмы мышления.
Основные задачи определились целью исследования:
- проанализировать существующее положение дел, отражённое в литературе и исследованиях отечественных авторов;
- выявить основные системы восприятия младших школьников;
-выявить тенденции и динамику изменений в пределах выборки.
Объектом исследования явился сегодняшний младший школьник.
Предмет исследования параметры восприятия.
Гипотеза исследования формулируется в вопросе о соотношении учебного процесса и особенностей восприятия. При взаимозависимости и тесном взаимодействии учебного процесса и ученика как объекта воздействия этого процесса, использовании наглядного материала, к средним классам развивается визуальное восприятие как основное в репрезентативной системе и процесс визуализации восприятия сопровождается сокращением наглядного и стимульного материала в учебном процессе.

Глава 1
Восприятие как часть процесса мышления
1.1. Понятие восприятия
Восприятие это следующий за ощущением, более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений. Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств различные ощущения, являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами. Если ощущение это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.
Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен одну и ту же совокупности свойств или качеств предмета разные люди объединяют в разные целые, особенно если предмет трудно узнаваем (в силу размытости контуров, неопределенности формы, нечеткости изображения, неизвестности и т. п.). Известны «пятна Роршаха» чернильные пятна неопределенных очертаний. Психиатр Роршах случайно капнул чернилами в середину сложенного пополам листа бумаги; развернув лист, он увидел симметричное бесформенное изображение. В дальнейшем такие изображения стали одной их методик исследования личности, так как оказалось, что бессмысленные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, озеро, облако). Причем каждый человек видит в фигурах что-то свое, отражающее его индивидуальные особенности, характер, жизненный опыт, взгляды на жизнь. В одном и том же изображении кто-то видит «мрачную старуху с длинным носом», а кто-то «тянущуюся руку». Каждый из нас смотрел на облака и узнавал в них какие-то особенные изображения, между тем как другие люди видели в них другие фигуры.
1.2. Функции и свойства восприятия
Восприятие может быть пассивным или активным. При пассивном восприятии сам предмет совокупностью своих свойств воздействует на человека, «запуская» процесс восприятия. При активном восприятии человек всеми доступными ему органами чувств стремится ощутить как можно больше характеристик предмета или события, а также некоторую часть информации додумать, доисследовать, довообразить.
В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции:
1) обнаружение исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие;
2) различение выделение в предмете интересующих человека признаков;
3) идентификация сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;
4) опознание знакомых объектов.
Восприятие очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным.
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светле или темнее).
Например, иллюзии зрения.
А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).

Рис. 1
Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у млаших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
1.2. Связь учебной деятельности с процессом восприятия младшего школьника
Для того чтобы ребенок мог перейти к систематическому обучению в школе, необходим известный уровень его психического развития, уровень, который и достигается в последний период дошкольной жизни детей.
Переход к систематическому усвоению знаний, в свою очередь, влияет на развитие психики ребенка, изменяя не только общую направленность и черты личности младшего школьника, но и характер протекания его психических процессов. Под влиянием обучения изменяются восприятие, память, мышление ребенка, изменяется вся его психика.
Решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка зависит как от содержания знаний, так и от способа их усвоения.
Систематическое усвоение основ наук обогащает ребенка новыми знаниями, расширяет его кругозор, дает новое содержание его психической деятельности; в свою очередь это новое содержание изменяет характер умственных процессов, характер деятельности мозга. На протяжении школьного возраста изменяется не только то, о чем думает и что запоминает ребенок, но и то, как он думает и как запоминает. Например, для того, чтобы выучить раздел, относящийся к истории или естествознанию, школьник IV класса не может воспользоваться простым повторением текста и его дословным запоминанием. Так можно было выучить коротенькое стихотворение или несколько строчек по русскому языку, которые ему задавали в самом начале его школьного обучения. Но урок по естествознанию, истории можно выучить, только работая над текстом, выделяя существенное, усваивая логические связи в излагаемом материале, а не просто запоминая перечень фактов и событий.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – “яблоко”, которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое . “Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть”, - писал французский психолог П.Жанэ, - “а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который “вошел” в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти”.

Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово , являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает .

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.

Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанные по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.

Описание работы

Восприятие - форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса - ощущения,- восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие - это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир - это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.

Главным в развитии восприятия и внимания в этом возрасте следует считать переход от непроизвольных форм восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению. Ребенка нужно учить рассматривать объект, руководить его восприятием. В наблюдении находит воплощение произвольность восприятия. Продуктом развития произвольного восприятия является наблюдательность . Каковы условия ее развития ?

1. Нередко отмечают, что у первоклассников нет четких представлений даже о самых обычных предметах, с которыми они встречаются в повседневной жизни . Например, описывая кастрюлю, дети указывают на крышку, ручки, но редко кто из них называет дно. Или, рассматривая комнатное растение, они показывают на цветы и листья, но только немногие отмечают стебель и корень.

Очевидно, что дети этого возраста легче и быстрее обращают внимание на то, что характеризует поверхность предмета, его внешние свойства (цвет, блеск, гладкость, пятнистость, величина). Кроме того, обычно дети этого возраста замечают в предмете то, что характеризует его с точки зрения назначения, использования (мячом играют, в кастрюле варят). Но далеко не всегда дети выделяют признаки, характеризующие этот предмет. И не выделяют их по той простой причине, что еще не знают о них. Например, рассматривая стакан и фарфоровую кружку, только 3/4 детей отметили, что оба предмета круглой формы и только 1/4 сказали, что стакан при этом прозрачный.

Таким образом, затруднения детей часто связаны с отсутствием в их лексиконе нужных слов. На вопрос, какого цвета стекло, никто не сказал, что оно бесцветное («белое, но не очень» - распространенный ответ детей). Итак, обогащение словаря - один из путей развития наблюдательности.

2. Другим направлением является тренировка операции сравнения . Подчеркивая значение этой операции, К. Д. Ушинский говорил: «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления». Для детей овладение операцией сравнения оказывается довольно сложной задачей. Например, ребенку дают два рисунка, на одном из них изображен мальчик, играющий в мяч, на другом - мальчик, поливающий цветы. Однако ребенок не сравнивал эти рисунки, а описывал их. Так ведут себя дошкольники. Почти все первоклассники умеют сопоставлять предметы, но при этом они легче замечают различие, нежели сходство, а, кроме того, они выделяют, прежде всего, наглядные признаки предметов. При этом дети отмечают лишь общие части. Таким образом, тренируя способность к обнаружению сходства, одновременно можно тренировать и способность сравнивать. Развивать эту способность следует через сопоставление сходства и различия.

3. Быть наблюдательным - значит быть внимательным. Выше уже говорилось о том, что невнимательность и рассеянность первоклашек - главный бич для них самих, для родителей и для учителей. Поэтому так важно понимать причины невнимательности и знать, чем и как можно помочь ребенку. З. Матейчик различает две категории рассеянных и невнимательных детей.

К первой группе он относит детей, ставших таковыми в определенный период их жизни. Вдруг возникшие невнимательность и рассеянность могли стать следствием болезни ребенка, особенно если она носила долговременный хронический характер. Это изнуряет нервную систему ребенка. Наряду с этим причиной невнимательности может стать конфликт с учителем или в семье. Ребенок, постоянно находясь в состоянии напряженного ожидания, не может сосредоточиться на объяснении учителя, ответах учеников и т. п.

Другую группу рассеянных детей составляют те, что страдают ею от рождения в силу слабости нервной системы. Речь фактически идет о небольшой врожденной неравномерности развития отдельных мозговых функций. При таких нарушениях чаще всего страдает внимание. Ребенку не хватает энергии, он вынужден прибегать к частым сменам видов деятельности. Ребенок напрягает одну группу мышц, чтобы дать отдых другим. Такой ребенок оказывается беззащитным перед раздражителями, которые атакуют его со всех сторон. Он способен заметить все, чем заняты окружающие его одноклассники, учитель, даже жесткость сиденья парты, но у него не хватает энергии, чтобы быть внимательным к объяснениям учителя. В этом не вина его, а беда. Как же помочь такому ребенку? Последуем некоторым советам 3. Матейчика.

Коль скоро одной из причин невнимательности является слабость нервных процессов, то важным принципом работы с ребенком является принцип отсутствия перегрузок. Такому ребенку нужно больше отдыхать.

Другой совет состоит в том, что он должен работать меньше, но чаще. Поэтому при выполнении домашних заданий их следует разбить на несколько мелких по 10 минут на каждое.

Третий совет - это тишина и спокойствие, приятная обстановка, в которой должен находиться ребенок и взрослый рядом с ним.

В заключение еще несколько предложений по организации произвольного внимания у детей, которые не страдают рассеянностью.

Для организации произвольного внимания важно обеспечить строгое соблюдение определенного порядка действий. В принципе младший школьник способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика и потому так важно разнообразить его деятельность. Вместе с тем нужно учитывать, что внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий (когда он пилит, рисует, строит и т.п.) и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Поэтому так важно чередовать те и другие: умственную деятельность с рисованием, составлением схем, макетов и т.п. действиями.

Итак, мы видим, что развитие произвольности влияет на развитие восприятия и внимания. Как же сказывается произвольность на развитии мышления?

2024 incobonus.ru. Личность. Психология. Дом и быт. Компьютер. Психология.